Процессуальные теории мотивации (ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера)

В этих теориях анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей, как выбирает конкретный свой тип поведения. Поведение личности обычно определяется не только ее потребностями и ожиданий связанных с данной ситуацией.

К процессуальной теории мотивации персонала относятся:

1. Теория ожидания (В.Врума), основная мысль которой состоит в надежде человека, на то, что его тип поведения приведет к удовлетворению его потребностей. Для теории характерны три ключевых аспекта:

- затраты труда –результаты;

- результаты –вознаграждение;

- вознаграждение –валентность (удовлетворенность).

2. Теория справедливости (С.Эдамса), акцентируется на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своим затраченным усилиям, и обязательно сопоставляют их с вознаграждением других. Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает первое напряжение. Руководитель должен минимизировать все напряжения, выдачей дополнительных вознаграждений.

3. Модель Портера-Лоулера, комплексная модель теории мотивации, ключевые позиции:

- затраченные усилия;

- восприятия;

- полученные результаты;

- вознаграждения;

- степень удовлетворенности.


29. Контроль как функция менеджмента.

Функция менеджмента - конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами, способами

Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации.

Контроль – 1) процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными;

2) процедура оценки успешности выполнения организацией планов;

3) вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.

Виды контроля:

1.Предварительный контроль: осуществляется фактически до начала работ. Используется в 3 основных областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Происходит анализ необходимых деловых, профессиональных знаний и навыков; контроль за качеством сырья; контролируется бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств потребуется организации.

2.Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники. Он позволяет исключить отклонение от намеченных планов. Для осуществления данного контроля необходима обратная связь.

3. Заключительный контроль дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем и способствует мотивации. Цель- помочь предотвратить ошибки в будущем.

Этапы процесса контроля:

1) Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля;

2) Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов);

3) Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от запланированных.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: