Традиционная трактовка основного вопроса философии

Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.

Первая из них касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: "Что первично, материя или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: "Познаваем ли мир?" Другими словами: "Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".

В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание - порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее). Подробнее эти понятия будут рассмотрены в следующем пункте.

В ответах на вопрос о познаваемости мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.

Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философской среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: