Классификация и характеристика грузов

В логистике главным материальным компонентом являются сами грузы, для которых и проектируется вся система рациональной организации грузопо­тока, наиболее эффективное перемещение которых от пункта зарождения грузопотока к конечным потребителям и представляет основную задачу логистики.

Хотя вопросы планирования, экономических обоснований, переработки информации о грузопотоках очень важны для их эффективной организации, но все же главным остается сам груз, товар, который предприятие хочет наиболее рациональным способом доставить потребителям. Ведь если бы не было самих грузопотоков, то не понадобились бы и орга­низация, управление ими, их информационное, юридическое, финансовое обеспечение.

Для потребителей интересны и нужны, прежде всего, свойства и характеристики самих грузов.

Параметры перемещаемых грузов входят составной частью в более общую характери­стику грузопотоков.

Грузы характеризуются, прежде всего, их физическим состоянием: твердые, жидкие, сыпучие, газообразные. Каждая из этих групп грузов имеет свои специфические характеристики.

Твердые грузы образуют обширную группу штучных грузов, которые могут быть классифицированы по нескольким признакам:

• по способам транспортировки (перевозимые в открытом и в крытом подвижном составе);

• по назначению и отраслям народного хозяйства (металл, лесные грузы, изделия лёгкой промышленности, каучук и резинотехнические изделия, бумага и целлюлоза, строительные материалы, волокнистые грузы, промышленные товары народного потребления, багаж и почта, химические материалы и т. д.);

• по способам переработки и складирования (тарно-штучные или генеральные — по терминологии морского транспорта — грузы, длинномерные, крупногабаритные, контейнеры, самоходные машины).

Для задач, решаемых при организации эффективных грузопотоков в разных обстоятельствах, могут быть важны все эти признаки классификации штучных грузов. Штучные грузы характеризуются следующими основными параметрами:

• размеры отдельных мест грузов (длина, ширина, высота), мм;

• вес отдельных мест грузов, кг;

• объемная масса грузов, т/м3;

• характер и свойства тары и упаковки (жесткая, твердая или мягкая, упругая, сминающаяся и т. д.);

• число наименований грузов (в таре, упаковке, грузовой транспортной единице, транспортной партии).

Сыпучие грузы, которые иногда не совсем правильно называют «навалочными», делятся на две большие группы по технологии и условиям перевозок и хранения:

• грузы открытого хранения, перевозимые в открытом подвижном составе (песок, щебень, песчано-гравийная смесь, руда, уголь);

• грузы закрытого хранения, транспортируемые обычно в крытом подвижном составе (цемент, зерно, химические материалы, минеральные удобрения).

Сыпучие грузы, относящиеся к обеим этим группам, характеризуются следующими основными свойствами и параметрами, влияющими на их транспортирование, перегрузки и складирование:

• объемная масса, т/м3;

• влажность груза (характеризуется процентным содержанием воды в сыпучем грузе);

• хрупкость грузов — это склонность отдельных кусков груза к разрушению при воздействии на них нагрузок;

• самовозгораемость — это способность сыпучих грузов (уголь, древесные опили и стружка, некоторые химические материалы) к самовозгоранию за счет накопления теплоты при длительном хранении;

• взрывоопасность — это свойство грузов образовывать пыль или смеси, которые могут взрываться при определенных условиях.

Жидкие грузы, основными из которых являются нефть, бензин, керосин, дизельное и моторное топливо, мазут, некоторые химические материалы, характеризуются следующими свойствами и параметрами:

• плотность, т/м3, зависящая от температуры груза;

• вязкость (характеризуется внутренним трением и определяется отношением времени истечения этой жидкости ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре + 20° С;

• температура вспышки (это наименьшая температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом вспыхивает при соприкосновении с открытым огнем, для большинства грузов t = 28-120° С);

• температура самовоспламенения — это температура нефтепродукта, при которой происходит самовоспламенение паров нефтепродукта без соприкосновения с открытым огнём;

• температура застывания — это температура, при которой жидкий груз в опре­деленных условиях загустевает и теряет свою текучесть;

• испаряемость — способность жидкостей переходить в газообразное состояние (особенно проявляется у бензина);

• ядовитость — свойство вредно влиять на соприкасающиеся поверхности и людей.

Газообразные грузы характеризуются следующими свойствами и параметрами:

• плотность,т/м3 (зависит от давления и температуры);

• температура, градусы;

• давление, МегаПаскаль или кг/см2;

• ядовитость;

• взрывоопасность и другие свойства и параметры, отдельные из которых аналогичны свойствам жидких грузов.

Следует отметить, что сыпучие, жидкие и газообразные грузы, затаренные в некоторую тару (мешки, бочки, барабаны, баллоны и т. д.), рассматриваются как тарно-штучные или генеральные (на морском транспорте) грузы с позиций их транспортирования, перегрузок и складирования и характеризуются дополнительно параметрами, приведенными для этого рода грузов.

По назначению, которое играет важную роль при организации грузопотоков, все грузы делятся на две основные группы:

• продукция производственно-технического назначения (к ней относятся все грузы, направляемые на промышленные предприятия и используемые ими в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для производства другой продукции, более сложных изделий и товаров);

• товары народного потребления, конечными потребителями которых являются предприятия розничной торговли и население (эти товары делятся на две группы: промышленные и продовольственные товары) [3, c. 63-66].

Нередко грузопотоком называют количество грузов, перемещаемых из одного пункта в другой за год. В действительности количество транспортируемых грузов — это только один из параметров грузопотока.

Грузопоток можно определить как некоторый процесс направленного перемещения объектов из одного пункта пространства в другой (или другие). При этом могут меняться некоторые его параметры. По своему характеру грузопоток может быть непрерывный или циклический (пульсирующий), сходящийся или расходящийся, ветвящийся, простой линейный или сложный, входящий или выходящий, внешний и внутренний (внутрисис­темный), зарождающийся, транзитный, затухающий и т. д.

Грузопотоки характеризуются следующими основными параметрами:

· Общее количество перемещаемых грузов за некоторый период времени Q (за год — годовой грузопоток, т/год; за месяц — месячный грузопоток, т/месяц; за сутки — суточный грузопоток, т/сутки; для непрерывного грузопотока — интенсивность λ, т/час или шт./час);

· размеры транспортных партий грузов Qv Q2,..., т, шт.;

· тип и конструкция грузовых транспортных единиц (транспортных пакетов, контейнеров, тары и упаковки;

· размеры (ширина, длина, высота), мм, и масса брутто и нетто, кг, грузовой транспортной единицы;

· время прибытия или отправления транспортных партий грузов (t2);,

· интервалы времени между прибытиями или отправлениями транспортных партий.

Таким образом, грузопоток характеризуется не только общим объемом перевозок за год, как принято обычно считать, но главным образом различными параметрами транспортных партий, от которых в значительной мере зависит технология и организация перегрузок, транспортировки и складирования грузов.

Спланировать и организовать эффективный грузопоток — это значит прежде всего выбрать оптимальные параметры грузов и самого грузопотока. При этом важное значение имеет правильный выбор тары, упаковки, параметров грузовых транспортных единиц, размеров и других параметров транспортных партий, а также организационное, инфор­мационное, юридическое и финансовое обеспечение грузопотока, как уже говорилось ранее [3, c. 67].

Вопросы упаковки грузов регламентируются более чем 100 государственными стан­дартами.

Согласно ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения», упаковка — это комп­лекс защитных мер и материальных средств по подготовке товаров к транспортированию, хранению и использованию.

Упаковка — это более широкое понятие, чем тара; оно включает в себя потребительскую и транспортную тару, прокладочные и амортизирующие материалы и вспомогательные упаковочные материалы.

Потребительская тара — это вид упаковки, в которую расфасовывают товары для доставки их конечным потребителям в розничной торговой сети.

Транспортная тара — это вид упаковки для защиты товаров в потребительской таре от внешних воздействий при перегрузках, транспортировке, хранении и повышения эффек­тивности этих операций.

Транспортную тару классифицируют:

• по сфере обращения (разовая и многооборотная);

• по конструкции (неразборная, складная, разборная, открытая, закрытая, плотная, решетчатая и т. д.);

• по сохранению определенной формы при перегрузках (жесткая, полужесткая, мягкая);

• по материалу (из древесины, металла, пластмассы, фанеры, картона, бумаги, тканей, полимерных тканей, композитная).

В сочетании с транспортной тарой используют различные прокладочные и аморти­зирующие материалы: деревянные бруски, бумагу, картон, стружку, вату, пенопласт, тка­ни и т. д.

При проектировании и выборе тары необходимо учитывать следующие виды возмож­ных воздействий на груз, от которых тара должна его предохранять при транспортировании, перегрузках, складировании, сортировке и других операциях:

• механические воздействия (удары, толчки, вибрация, нагрузки, трение, встряхива­ние и т. д.);

• климатические воздействия (осадки, влажность, температура);

• биологические воздействия (микроорганизмы, насекомые, грызуны);

• химические воздействия (от химических материалов, газов, жидкостей).

Основные требования к таре: прочность, надежная защита груза, стойкость к воздей­ствиям, малый вес, расход материалов и стоимость, универсальность по грузам (по возможности), стандартные размеры, возможность штабелирования и захвата перегру­зочными механизмами и приспособлениями [3, c. 68].

Сущность пакетных перевозок грузов состоит в том, что тарно-штучные грузы перево­зят и перегружают не отдельными штучными местами (ящиками, коробками, мешками), а в виде укрупненных транспортно-складских грузовых единиц, включающих несколько штучных мест.

Пакет — это укрупненная грузовая транспортная единица, сформированная из не­скольких отдельных мест штучных грузов с применением средств пакетирования и пере­гружаемая как единое целое.

Число штучных грузов (ящиков, коробок, мешков и т. д.) в пакете может быть от 6-8 до 20-30 и более.

К средствам пакетирования, которые служат для сохранения формы пакетов и их устойчивости при перегрузках и транспортировании, относятся поддоны различных кон­струкций, стропы многооборотные (ремни из резинотканевого материала), лента метал­лическая и пластмассовая, проволока, термоусадочная пленка, уголки и другие профили из многослойного прессованного и склеенного картона (рисунок 3).

Рисунок 3 – Транспортные пакеты

Поддоны классифицируют по следующим основным признакам:

по конструкции (плоские, стоечные, ящичные);

по числу настилов (однонастильные, двухнастильные);

по числу заходов (числу сторон, с которых можно захватить поддон) — двухзаходные и четырехзаходные;

по материалу, из которого изготовлены поддоны (деревянные, металлические, пласт­массовые, композитные — из нескольких материалов).

Основные типы плоских поддонов размерами 1200 х 800 мм и поддоны размерами 1200 х 1000 мм (особенно на внешнеторговых перевозках).

Преимущества плоских деревянных поддонов: низкая стоимость, небольшой расход металла и вес, малый занимаемый объем в порожнем состоянии.

Недостатки плоских поддонов: невозможность укладки грузов неправильной формы, необходимость в дополнительных устройствах для стабилизации пакета, давление верх­них грузов на нижние при установке пакетов в штабель друг на друга. Из-за последнего недостатка пакеты грузов на плоских поддонах устанавливают в штабель на высоту не более двух-трех ярусов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Формирование штабеля

Плоские поддоны применяют для перевозок:

• грузов правильной формы в виде прямоугольного параллелепипеда (коробок, ящиков (рисунок 5) кирпичей) или в виде прямого цилиндра (бочек, барабанов), устанавливаемых вертикально;

• других грузов, которые могут быть устойчиво уложены на поддон (например, мешков) [3, c. 86].

Рисунок 5 – Поддоны с ящиками

Кроме поддонов существуют паллеты, которые отличаются тем, что поддоны подымаются с двух сторон, а паллеты с четырёх (рисунок 6).

Рисунок 6 – Пластмассовые паллеты

Грузовой контейнер — это нестационарная транспортная емкость с внутренним объемом 1 м3 и более, предназначенная для многократных перевозок и временного хранения грузов (рисунок 7).

Рисунок 7 – Грузовой контейнер

Отличительные особенности контейнера: замкнутый характер конструкции; достаточ­ная прочность для многократного использования; возможность перевозок различными видами транспорта без промежуточной выгрузки грузов из контейнера; наличие в конст­рукции контейнера приспособлений, обеспечивающих быструю погрузку, разгрузку и пе­регрузку с одного вида транспорта на другой; простота загрузки грузов в контейнер и их разгрузки.

Контейнеры могут перевозиться двумя видами транспорта, с начала автотранспортом контейнер доставляется в порт, затем перевозится морем (рисунок 8).

Основные параметры контейнера: длина, ширина и высота наружные; длина, ширина и высота внутренние; внутренний объем; масса брутто (наибольшая масса контейнера с грузом); собственная масса контейнера.

Рисунок 8 – Унимодальная перевозка контейнеров

Контейнеры можно классифицировать следующим образом:

• по роду перевозимых грузов: универсальные — для различных грузов, специализированные — для определенных грузов;

• по массе брутто: малотоннажные — до 2,5 т, среднетоннажные — 2,5 и 5 т, крупно­тоннажные — 10 т и более;

• п о виду транспорта, который их перевозит: унифицированные — для перевозок на любом транспорте, неунифицированные — для перевозок на определенном виде транспорта (рисунок 9) [3, c. 93].

Рисунок 9 – Перевозка контейнеров автотранспортом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: