Всех работающих на АТП можно разделить в соответствии с выполняемыми ими работами на следующие категории:
1. Эксплуатационные;
2. Производственные;
3. Вспомогательные;
4. Инженерно-технические работники (ИТР);
5. Служащие;
6. Младший обслуживающий персонал (МОП);
7. Персонал эксплуатационной службы;
8. Персонал производственно-технической службы;
9. Персонал, не относящийся к персоналу управления.
При расчёте численности эксплуатационных и производственных рабочих различают технологически необходимое (явочное) и штатное количество рабочих. Явочная численность эксплуатационногоперсонала: 1.водителей, 2.кондукторов (автобусные АТП), 3.экспедиторов (грузовые АТП) определяется по формуле:
Рводт(кон т)(эксп т) = (Аи • Драб.г • С • Тсм • a т)/ Фт, (27)
где Аи – списочное число автомобилей (по заданию); Драб. г – число рабочих дней автомобиля в году (см. задание); Тсм – продолжительность смены, ч (см. задание); С – число смен работы автомобиля (см. задание); a т – коэффициент технической готовности (формула 13); Фт - номинальный годовой фонд времени технологического необходимого рабочего при односменной работе, ч: (для шестидневной рабочей недели определяют укрупнено 2070 ч).
При этом на грузовых АТП рассчитывают число водителей и экспедиторов; на пассажирских автобусных АТП – водителей и кондукторов, на специальных АТП – водителей.
Штатная численностьэксплуатационногоперсонала: 1.водителей, 2.кондукторов (автобусные АТП), 3.экспедиторов (грузовые АТП) определяется по формуле:
Рводш(кон ш)(эксп ш) = (Аи • Драб.г • С • Тсм • a т)/ Фш, (28)
где Аи – списочное число автомобилей (по заданию); Драб. г – число рабочих дней автомобиля в году (см. задание); Тсм – продолжительность смены, ч (см. задание); С – число смен работы автомобиля (см. задание); a т – коэффициент технической готовности (формула 13); Фш - эффективный годовой фонд времени штатного рабочего при односменной работе, ч: (для шестидневной рабочей недели определяют укрупнено 1820 ч).
При этом на грузовых АТП рассчитывают число водителей и экспедиторов; на пассажирских автобусных АТП – водителей и кондукторов, на специальных АТП – водителей.
Технологически необходимое количествопроизводственных рабочих для ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, самообслуживанию Рт определяют по формуле:
Ртi = Тгi / Фт, (29)
где Тгi – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или цеху по каждому виду работ, чел-ч (табл. 14, 15, 16 или 16, 17); Фт - годовой фонд времени рабочего места или технологического необходимого рабочего при односменной работе, ч (для шестидневной рабочей недели определяют укрупнено 1830 ч - для малярных работ и 2070 ч - для остальных видов работ) или по формуле:
Фт = (Дкг – Дв - Дп) • tсм – Дпп • 1, (30)
где Дкг –число календарных дней в году (365); Дв –число выходных дней в году (52 дня); Дп – число праздничных дней в году 9…14 дней); Дпп –число предпраздничных и субботних дней в году (61…66 дней – при шестидневной рабочей неделе); tсм – продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе - 7 ч, при пятидневной – 8 ч.; 1 – час сокращения рабочего дня перед выходными днями.
При пятидневной рабочей неделе годовой фонд времени рабочего места равен фонду, рассчитанному для шестидневной рабочей недели.
Штатное количествопроизводственных рабочих для ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, самообслуживанию Рш определяется по формуле:
Ршi = Тгi/ Фш, (31)
где Тгi – годовой объем работ по зоне ЕО, ТО, ТР или цеху по каждому виду работ, чел-ч (табл. 14, 15, 16 или 16, 17); Фш - годовой фонд времени штатного рабочего – укрупнённо 1610 ч - для малярных работ и 1820 ч, для остальных видов работ или более точно - по табл. 18.
Полученные значения Рт и Рш округляют до ближайшего большего целого значения. Если расчётное количество рабочих по данному виду работ выражается долями единиц или даже единицами с долями, возможно совмещать технологически совместимые работы (шиномонтажные с вулканизационными; деревообрабатывающие с обойными и арматурными).
Таблица № 18
| Профессия рабочих | Число дней основного отпуска в году | Годовой фонд времени, Фш, ч |
| Мойщики и уборщики (ЕОс, ЕОт) | ||
| Слесари по ТО и ТР, по ремонту агрегатов и узлов, мотористы, электрики, шиномонтажники, слесари-станочники, столяры, обойщики, арматурщики, жестянщики, слесари по ремонту оборудования | ||
| Слесари по ремонту приборов системы питания, аккумуляторщики, кузнецы, медники, сварщики, вулканизаторщики | ||
| Маляры |
Распределение рабочих Рт и Рш по видам работ (специальностям рабочих) надо представить в виде развернутых таблиц отдельно для ТО и для ТР, где указывают принимаемые штаты рабочих. Пример таких таблиц для ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР приведен в табл. 19, 20, 21. Для упрощения расчетов можно принять, что все работы ТО-2 выполняются на постах зоны ТО-2.
После этого определяют общее число эксплуатационных и производственных рабочих, как технологически необходимых, так и штатных:
Таблица № 19
| Виды работ | ТО-1(ОНТП-01-84) | ТО-2(ОНТП-01-84) | ||
| Рт | Рш | Рт | Рш | |
| Диагностические | ||||
| Крепежные | ||||
| Регулировочные | ||||
| Смазочные, заправочно-очистительные | ||||
| Электротехнические | ||||
| Обслуживание системы питания | ||||
| Шинные | ||||
| Кузовные | ||||
| Итого: |
Таблица № 20
| Наименование отделений (ОНТП-01-84) | ТР | Самообслуживание | Всего по видам работ | |||
| Рт | Рш | Рт | Рш | Рт | Рш | |
| Диагностические | ||||||
| Регулировочные | ||||||
| Разборочно-сборочные | ||||||
| Сварочно-жестяницкие | ||||||
| Малярные | ||||||
| Агрегатные | ||||||
| Слесарно-механические | ||||||
| Электротехнические | ||||||
| Аккумуляторные | ||||||
| Ремонт приборов системы питания | ||||||
| Шиномонтажные | ||||||
| Вулканизационные | ||||||
| Кузнечно-рессорные | ||||||
| Медницкие | ||||||
| Сварочные | ||||||
| Жестяницкие | ||||||
| Арматурные | ||||||
| Деревообрабаты-вающие | ||||||
| Обойные | ||||||
| ОГМ | ||||||
| Итого: |
Таблица № 21
| #G0Виды работ ТО и ТР (ОНТП-01-91) | Число производственных рабочих | |
| Рт | Рш | |
| ЕОс | ||
| Моечные | ||
| Уборочные (включая сушку-обтирку) | ||
| Заправочные | ||
| Контрольно-диагностические | ||
| Ремонтные (устранение мелких неисправностей) | ||
| Итого на ЕОс: | ||
| ЕОт | ||
| Уборочные | ||
| Моечные (включая сушку-обтирку) | ||
| Итого на ЕОт: | ||
| ТО-1 | ||
| Диагностирование общее (Д-1) | ||
| Крепежные, регулировочные, смазочные, др. | ||
| Всего на ТО-1: | ||
| ТО-2 | ||
| Диагностирование углубленное (Д-2) | ||
| Крепёжные, регулировочные, смазочные, др. | ||
| Всего на ТО-2: | ||
| ТР | ||
| Постовые работы | ||
| Диагностирование общее (Д-1) | ||
| Диагностирование углубленное (Д-2) | ||
| Регулировочные и разборочно-сборочные работы | ||
| Сварочные работы | ||
| Для подвижного состава с металлическими кузовами | ||
| с металлодеревянными кузовами | ||
| с деревянными кузовами | ||
| Жестяницкие работы | ||
| Для подвижного состава с металлическими кузовами | ||
| с металлодеревянными кузовами | ||
| с деревянными кузовами | ||
| Окрасочные работы | ||
| Деревообрабатывающие работы | ||
| для подвижного состава с металлодеревянными кузовами | ||
| с деревянными кузовами | ||
| Итого на постах ТР: | ||
| Участковые работы | ||
| Агрегатные работы | ||
| Слесарно-механические работы | ||
| Электротехнические работы | ||
| Аккумуляторные работы | ||
| Ремонт приборов системы питания | ||
| Шиномонтажные работы | ||
| Вулканизационные работы (ремонт камер) | ||
| Кузнечно-рессорные работы | ||
| Медницкие работы | ||
| Сварочные работы | ||
| Жестяницкие работы. | ||
| Арматурные работы | ||
| Обойные работы | ||
| Таксометровые работы | ||
| Итого на участках ТР: | ||
| Всего на ТР: | ||
| И т о г о производственных рабочих: | Рт | Рш |
| Самообслуживание | ||
| Электромеханические | ||
| Механические | ||
| Слесарные | ||
| Кузнечные | ||
| Сварочные | ||
| Жестяницкие | ||
| Медницкие | ||
| Трубопроводные (слесарные) | ||
| Ремонтно-строительные и деревообделочные | ||
| Всего по самообслуживанию: | Рсам.т | Рсам.ш |
Рэпт = Рводт + Рконт + Рэкст, (32)
Рэпш = Рводш + Рконш + Рэксш, (33)
Рт = Реост + Реотт + Р1т + Р2т + Ртрт, (34)
Р ш = Реосш + Реотш + Р1ш + Р2ш + Ртрш, (35)
где Рводт, Рконт, Рэкст, Реот, Р1т, Р2т, Ртрт, Рсамт - число технологически необходимых водителей, контролёров, экспедиторов, рабочих по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию (формулы 27, 29, табл. 19, 20 или 21); Рводш, Рконш, Рэксш, Реош, Р1ш, Р2ш, Ртрш, Рсамш - число штатных водителей, контролёров, экспедиторов, рабочих по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию (формулы 28, 31, табл. 19, 20 или 21).
Затем определяют коэффициент штатности по формулам:
h ш = Рт / Рш; или h ш = Фр / Фм, (36)
где Рт - суммарное число технологически необходимых производственных рабочих, чел. (формула 34 или табл. 19, 20 или 21); Рш - суммарное число штатных рабочих, чел. (формула 35 или табл. 19, 20 или 21).
Численность вспомогательных рабочих следует принимать в процентном отношении от численности основных производственных рабочих:
Рш• Нч
Рвсп = -------------, (37)
где Рш - общая численность основных производственных рабочих, чел (формула 35 или табл. 19, 20, 21); Нч - нормативная численность вспомогательных рабочих в процентном отношении к численности основных производственных рабочих, % (табл. 22).
Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ проводится и представляется в виде табл. 23. Полученные значения Рвсп округляют до ближайшего большего целого значения, а также возможно совмещение технологически совместимых работ. Если Рвсп (табл. 23)
Таблица № 22
| Списочная численность производственных рабочих | Норматив численности вспомогательных рабочих в процентах к численности основных производственных рабочих, Нч |
| <50 | |
| 50…60 | |
| 60…70 | |
| 70…80 | |
| 80…100 | |
| 100…120 | |
| 120…150 | |
| 150…180 | |
| 180…220 | |
| 220…260 | |
| >260 |
Таблица № 23