Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР. Для расчёта числа рабочих постов возможно применение двух методик:
1. По такту и ритму технического обслуживания;
2. По трудоёмкости производимых работ ТО и ТР.
В первом случае рассчитывают число постов для ЕО и ТО-1, ТО-2. Исходными величинами для расчета числа универсальных постов обслуживания служат такт поста и ритм производства на данном обслуживании. Ритм производства для каждого вида обслуживания представляет собой долю времени работы зон ТО, приходящуюся на выполнение одного обслуживания данного вида. Определяется по следующим формулам:
R еос = (Тоб • 60) / N еос c,
R еот = (Тоб • 60) / N еот c,
R 1 = (Тоб • 60) / N 1 c,
R 2 = (Тоб • 60) / N 2 c, (44) R Д1 = (Тоб • 60) / N Д1 c, R Д2 = (Тоб • 60) / N Д2 c,
где Тоб – продолжительность работы зоны по данному виду обслуживания в течение суток, (Тоб = С • Тсм), ч; N ео c, N 1 c, N 2 c, N Д1 c, N Д2 c, - число обслуживаемых единиц подвижного состава в сутки (формулы 19, 20); С – число смен работы соответствующих зон: для ЕОс, ЕОт, ТО-1, Д-1 – как для предприятия (автомобиля), для ТО-2, Д-2 – как для зон ТО и Р (см. задание); Тсм – длительность смены – 7 или 8 ч – по заданию).
|
|
Такт поста представляет собой время простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и определяется, как отношение времени на одно обслуживание по данному виду работ к среднему числу рабочих на посту плюс время на перемещение автомобиля между постами:
t еос = ((Теос • 60) / Pп) + t п,
t еот = ((Теот • 60) / Pп) + t п,
t 1 = ((Т1 • nто1 • 60)/ Pп) + t п,
t 2 = ((Т2 • nто2 • 60) / Pп) + t п, (45)
t д1 = ((Т1 • (1 - nто1)•60) / Pп) + t п,
t д2 = ((Т2 •(1 – nто2)• 60) / Pп) + t п,
где Тео, Т1, Т2 – трудоемкость работ по обслуживанию одного автомобиля (ЕО, ТО-1, ТО-2), выполняемых на данном посту без диагностики, чел-ч (формула 21); Pп - число рабочих, одновременно работающих на данном посту, чел (табл. 30); t п - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезде с поста, (0,5 … 3 мин); nто1, nто2 – доля трудоёмкости крепёжных, регулировочных, смазочных и др. работ (без диагностических) ТО-1 и ТО-2 (табл. 11 или 12а).
Число постов для зон технического обслуживания АТП определяется по формулам:
Хеос = t еос / R еос,
Хеот = t еот / R еот,
Х1 = t 1 / R 1,
Х2 = t 2 / R 2, (46)
Хд1 = t д1 / R д1,
Хд2 = t д2 / R д2,
где tео, t1, t2, t д1, t д2- такты постов обслуживания, мин (формулы 45); Rео,R1, R2, R д1, R д2– ритмы производства на постах обслуживания (формулы 44).
При определении числа постов ТО-2 вследствие относительно большой их трудоемкости такт поста и ритм производства можно рассчитывать не в минутах, а в часах. Кроме того, при выполнении ТО-2 возможно увеличение простоя автомобиля на посту за счет устранения дополнительных неисправностей, что учитывается коэффициентом использования времени поста:
|
|
Х2 = t2 / (R2 • Кисп), (47)
где t2 - такт поста обслуживания, мин (формула 45); Кисп – коэффициент использования времени поста (0,85 … 0,9).
Таблица № 30
#G0Типы рабочих постов | Численность одновременно работающих на одном посту Рп, чел. | ||||||||||
Типы подвижного состава | |||||||||||
Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | Прицепы и п/прицепы | ||||||||
особо малого класса | малого класса | среднего класса | большого класса | особо большого класса | особо малой грузоподъемности | малой и средней грузоподъемности | большой грузоподъемности | особо большой грузоподъемности | |||
Посты ЕО: | |||||||||||
уборочных работ | |||||||||||
моечных работ | |||||||||||
заправочных работ | - | ||||||||||
контрольно-диагностических работ | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||||
ремонтных работ | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||||
Посты ТР: | |||||||||||
регулировочные и разборочно-сборочные | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
сварочно-жестяницкие | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
малярные | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | ||||||
деревообрабатывающие | - | - | - | - | - | - | 1,5 | ||||
Посты ТО и диагностики | |||||||||||
Посты диагностирования: Общего (Д-1) и углубленного (Д-2) | |||||||||||
Посты ТО-1 | 2,5 | 2,5 | |||||||||
Посты ТО-2 | 2,5 | 2,5 |
В некоторых случаях при выполнении ТО-2 на универсальных постах тупикового типа за время обслуживания одного автомобиля принимают одну смену (для большегрузных – две смены). В этом случае число постов ТО-2 определяют так:
Х2 = N 2 c / C, (48)
где N 2 c – суточная программа ТО-2, (формула 19); С – число смен работы зоны ТО-2.
Число постов в зоне текущего ремонта, а также иногда в зоне диагностики при первой методике рассчитывают по суммарной трудоемкости постовых работ данного вида и фонду рабочего времени:
Хтрi(дi) = (Ттр пi • j) / (Драб. г • Тсм • С • Pп • Кисп), (49)
где Ттр пi - трудоемкость i-го вида постовых работ ТР или Д-1, Д-2, чел-ч (табл. 14, 15 или 17); Pп - cреднее число рабочих, одновременно работающих на данном посту, чел (табл. 30); Драб. г – число рабочих дней зоны ТР в году (см. задание); Тсм – продолжительность смены, ч (см. задание); С – число смен работы зоны ТР (см. задание); Кисп – коэффициент использования времени поста (0,85 … 0,9); j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР (1,2 … 1,5).
При второй методике расчёт ведут следующим образом:
Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных постов, следует производить по формуле:
(50)
где: ТЕОСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч (формула 23); - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.12а); Кр - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 31; Драбг - число рабочих дней в году (по заданию); С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс (по заданию); Тсм- продолжительность смены, ч (по заданию); Рп - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 30); Кисп - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 32).
Если брать ТЕОСГ по видам работ из таблицы 17, то из формулы 50 надо исключить из числителя - К%, из знаменателя - 100.
Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле:
Хеом = (Аи• a т •Кп): (Т•Ат), (51)
где Аи - списочное количество подвижного состава, ед. (по заданию), a т - коэффициент технической готовности подвижного состава (формула 13); Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 33); Кп - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (Кп = 0,70); Ат - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристике.
|
|
Таблица № 31
#G0 Тип рабочих постов | Коэффициент резервирования постов, Кр, при количестве технологически совместимого подвижного состава | |||||||||||
до 100 | св.100 до 300 | св.300 до 500 | св.500 до 1000 | св1000 до 2000 | св. 2000 | |||||||
2 или 3 | 2 или 3 | 2 или 3 | 2 или 3 | 2 или 3 | 2 или 3 | |||||||
ЕО (ЕОс и ЕОт) | 1,8 | 1,4 | 1,5 | 1,25 | 1,35 | 1,18 | 1,2 | 1,1 | 1,15 | 1,03 | 1,1 | 1,05 |
ТО-1, ТО-2 общего и углубленного диагностирования | 1,4 | 1,2 | 1,25 | 1,13 | 1,17 | 1,09 | 1,1 | 1,05 | 1,07 | 1,04 | 1,05 | 1,03 |
ТР (регулировочные и разборочно-сборочные, окрасочные) | 1,8 | 1,4 | 1,5 | 1,25 | 1,35 | 1,18 | 1,2 | 1,1 | 1,15 | 1,08 | 1,1 | 1,05 |
Сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие | 1,4 | 1,2 | 1,25 | 1,13 | 1,17 | 1,09 | 1,1 | 1,05 | 1,07 | 1,04 | 1,05 | 1,03 |
Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует определять по формуле:
(52)
где: Теотг - годовой объем работ ЕОт, чел. ч. (формула 23); К%, Драб г, Кисп, Кр, С,Тсм, Рп - имеют те же значения, что и в формуле 50, но применительно к режиму выполнения ЕОт.
Если брать ТЕОТГ по видам работ из таблицы 17, то из формулы 52 надо исключить из числителя - К%, из знаменателя - 100.
Таблица № 32
#G0 Тип рабочих постов | Коэффициент использования рабочего времени постов, Кисп, при числе смен работы в сутки | ||
одна | две | три | |
Посты ежедневного обслуживания | |||
- уборочных работ | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
- моечных работ | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
Посты ТО-1, ТО-2 | |||
- на поточных линиях | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
- индивидуальные | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
Посты общей и углубленной диагностики | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
Посты текущего ремонта | |||
-регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
- разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием) | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
- окрасочные | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
Таблица № 33
|
|
#G0Количество подвижного состава на АТП, Аи | Продолжительность пикового возвращения (выпуска) в течение суток Т, ч. | |||
легковых автомобилей-такси | автобусов маршрутных | грузовых общего пользования | ведомственный транспорт | |
до 50 | 1,5 | 1, 5 | 1,0 | |
св. 50 до 100 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | |
" 100 " 200 | 3,5 | 2,8 | 2,7 | 2,0 |
" 200 " 300 | 4,0 | 3,0 | 3,0 | 2,2 |
" 300 " 400 | 4,2 | 3,5 | 3,3 | 2,5 |
" 400 " 600 | 4,5 | - | 3,7 | 3,0 |
" 600 " 800 | 4,6 | - | - | - |
" 800 " 1000 | 4,8 | - | - | - |
св. 1000 | 5,0 | - | - | - |
Примечание: количество подвижного состава, возвращающегося (выезжающего) в часы "пик" следует принимать в размере 70% от эксплуатационного числа автомобилей. |
При малой трудоёмкости работ ЕОс и ЕОт расчёт ведут по общей трудоёмкости без учёта К%, и все работы выполняют на одном посту.
Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий.
Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования (Д-1 и Д-2), разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять для каждого вида работ ТО, Д и ТР по формуле 53:
(53)
где: Тто, тр г - годовой объем работ ТО-1,ТО-2, Д-1, Д-2, ТР, чел. ч (табл. 14, 15 или 17); Кр- коэффициент резервирования постов (табл. 31); Драбг - число рабочих дней в году для данного вида поста (по заданию); С - число смен работы в сутки для данного вида поста (по заданию); Тсм - продолжительность смены, ч (по заданию); Рп - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 30); Кисп - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 32).
При определении количества рабочих постов общего диагностированияД-1 следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.
При определении количества рабочих постов углубленного диагностированияД-2 следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.
При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ.
При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов.
При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75 допускается на этих постах проведение регулировочных работ.
Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах.
Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях:
- для ТО-1 и общего диагностирования Д-1 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более;
- для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более.
Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток.
При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах.
При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5 допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1.
Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах.
Если расчёт вёлся по суммарной трудоёмкости, полученное число постов ТР распределяют по участкам в соответствии с табл. 15 или 17.