Расчет числа постов ТО и ТР

Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР. Для расчёта числа рабочих постов возможно применение двух методик:

1. По такту и ритму технического обслуживания;

2. По трудоёмкости производимых работ ТО и ТР.

В первом случае рассчитывают число постов для ЕО и ТО-1, ТО-2. Исходными величинами для расчета числа универсальных постов обслуживания служат такт поста и ритм производства на данном обслуживании. Ритм производства для каждого вида обслуживания представляет собой долю времени работы зон ТО, приходящуюся на выполнение одного обслуживания данного вида. Определяется по следующим формулам:

R еос = (Тоб • 60) / N еос c,

R еот = (Тоб • 60) / N еот c,

R 1 = (Тоб • 60) / N 1 c,

R 2 = (Тоб • 60) / N 2 c, (44) R Д1 = (Тоб • 60) / N Д1 c, R Д2 = (Тоб • 60) / N Д2 c,

где Тоб – продолжительность работы зоны по данному виду обслуживания в течение суток, (Тоб = С • Тсм), ч; N ео c, N 1 c, N 2 c, N Д1 c, N Д2 c, - число обслуживаемых единиц подвижного состава в сутки (формулы 19, 20); С – число смен работы соответствующих зон: для ЕОс, ЕОт, ТО-1, Д-1 – как для предприятия (автомобиля), для ТО-2, Д-2 – как для зон ТО и Р (см. задание); Тсм – длительность смены – 7 или 8 ч – по заданию).

Такт поста представляет собой время простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и определяется, как отношение времени на одно обслуживание по данному виду работ к среднему числу рабочих на посту плюс время на перемещение автомобиля между постами:

t еос = ((Теос • 60) / Pп) + t п,

t еот = ((Теот • 60) / Pп) + t п,

t 1 = ((Т1 • nто1 • 60)/ Pп) + t п,

t 2 = ((Т2 • nто2 • 60) / Pп) + t п, (45)

t д1 = ((Т1 • (1 - nто1)•60) / Pп) + t п,

t д2 = ((Т2 •(1 – nто2)• 60) / Pп) + t п,

где Тео, Т1, Т2 – трудоемкость работ по обслуживанию одного автомобиля (ЕО, ТО-1, ТО-2), выполняемых на данном посту без диагностики, чел-ч (формула 21); Pп - число рабочих, одновременно работающих на данном посту, чел (табл. 30); t п - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезде с поста, (0,5 … 3 мин); nто1, nто2 – доля трудоёмкости крепёжных, регулировочных, смазочных и др. работ (без диагностических) ТО-1 и ТО-2 (табл. 11 или 12а).

Число постов для зон технического обслуживания АТП определяется по формулам:

Хеос = t еос / R еос,

Хеот = t еот / R еот,

Х1 = t 1 / R 1,

Х2 = t 2 / R 2, (46)

Хд1 = t д1 / R д1,

Хд2 = t д2 / R д2,

где tео, t1, t2, t д1, t д2- такты постов обслуживания, мин (формулы 45); Rео,R1, R2, R д1, R д2– ритмы производства на постах обслуживания (формулы 44).

При определении числа постов ТО-2 вследствие относительно большой их трудоемкости такт поста и ритм производства можно рассчитывать не в минутах, а в часах. Кроме того, при выполнении ТО-2 возможно увеличение простоя автомобиля на посту за счет устранения дополнительных неисправностей, что учитывается коэффициентом использования времени поста:

Х2 = t2 / (R2 • Кисп), (47)

где t2 - такт поста обслуживания, мин (формула 45); Кисп – коэффициент использования времени поста (0,85 … 0,9).

Таблица № 30

#G0Типы рабочих постов Численность одновременно работающих на одном посту Рп, чел.
Типы подвижного состава
Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили Прицепы и п/прицепы
особо малого класса малого класса среднего класса большого класса особо большого класса особо малой грузоподъемности малой и средней грузоподъемности большой грузоподъемности особо большой грузоподъемности
Посты ЕО:
уборочных работ                      
моечных работ                      
заправочных работ                     -
контрольно-диагностических работ     1,5 1,5       1,5 1,5    
ремонтных работ     1,5 1,5       1,5 1,5    
Посты ТР:
регулировочные и разборочно-сборочные       1,5 1,5 1,5     1,5 1,5  
сварочно-жестяницкие     1,5 1,5       1,5 1,5 1,5  
малярные 1,5 1,5     2,5 2,5 1,5        
деревообрабатывающие - - - - - -       1,5  
Посты ТО и диагностики
Посты диагностирования: Общего (Д-1) и углубленного (Д-2)                      
Посты ТО-1         2,5       2,5    
Посты ТО-2       2,5         2,5    

В некоторых случаях при выполнении ТО-2 на универсальных постах тупикового типа за время обслуживания одного автомобиля принимают одну смену (для большегрузных – две смены). В этом случае число постов ТО-2 определяют так:

Х2 = N 2 c / C, (48)

где N 2 c – суточная программа ТО-2, (формула 19); С – число смен работы зоны ТО-2.

Число постов в зоне текущего ремонта, а также иногда в зоне диагностики при первой методике рассчитывают по суммарной трудоемкости постовых работ данного вида и фонду рабочего времени:

Хтрi(дi) = (Ттр пi • j) / (Драб. г • Тсм • С • Pп • Кисп), (49)

где Ттр пi - трудоемкость i-го вида постовых работ ТР или Д-1, Д-2, чел-ч (табл. 14, 15 или 17); Pп - cреднее число рабочих, одновременно работающих на данном посту, чел (табл. 30); Драб. г – число рабочих дней зоны ТР в году (см. задание); Тсм – продолжительность смены, ч (см. задание); С – число смен работы зоны ТР (см. задание); Кисп – коэффициент использования времени поста (0,85 … 0,9); j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР (1,2 … 1,5).

При второй методике расчёт ведут следующим образом:

Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных постов, следует производить по формуле:

(50)

где: ТЕОСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч (формула 23); - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.12а); Кр - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 31; Драбг - число рабочих дней в году (по заданию); С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс (по заданию); Тсм- продолжительность смены, ч (по заданию); Рп - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 30); Кисп - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 32).

Если брать ТЕОСГ по видам работ из таблицы 17, то из формулы 50 надо исключить из числителя - К%, из знаменателя - 100.

Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле:

Хеом = (Аи• a т •Кп): (Т•Ат), (51)

где Аи - списочное количество подвижного состава, ед. (по заданию), a т - коэффициент технической готовности подвижного состава (формула 13); Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 33); Кп - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (Кп = 0,70); Ат - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристике.

Таблица № 31

#G0 Тип рабочих постов Коэффициент резервирования постов, Кр, при количестве технологически совместимого подвижного состава
до 100 св.100 до 300 св.300 до 500 св.500 до 1000 св1000 до 2000 св. 2000
 
  2 или 3   2 или 3   2 или 3   2 или 3   2 или 3   2 или 3
ЕО (ЕОс и ЕОт) 1,8 1,4 1,5 1,25 1,35 1,18 1,2 1,1 1,15 1,03 1,1 1,05
ТО-1, ТО-2 общего и углубленного диагностирования 1,4 1,2 1,25 1,13 1,17 1,09 1,1 1,05 1,07 1,04 1,05 1,03
ТР (регулировочные и разборочно-сборочные, окрасочные) 1,8 1,4 1,5 1,25 1,35 1,18 1,2 1,1 1,15 1,08 1,1 1,05
Сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие 1,4 1,2 1,25 1,13 1,17 1,09 1,1 1,05 1,07 1,04 1,05 1,03

Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует определять по формуле:

(52)

где: Теотг - годовой объем работ ЕОт, чел. ч. (формула 23); К%, Драб г, Кисп, Кр, С,Тсм, Рп - имеют те же значения, что и в формуле 50, но применительно к режиму выполнения ЕОт.

Если брать ТЕОТГ по видам работ из таблицы 17, то из формулы 52 надо исключить из числителя - К%, из знаменателя - 100.

Таблица № 32

#G0 Тип рабочих постов Коэффициент использования рабочего времени постов, Кисп, при числе смен работы в сутки
одна две три
Посты ежедневного обслуживания      
- уборочных работ 0,98 0,97 0,96
- моечных работ 0,90 0,88 0,87
Посты ТО-1, ТО-2      
- на поточных линиях 0,93 0,92 0,91
- индивидуальные 0,98 0,97 0,96
Посты общей и углубленной диагностики 0,90 0,88 0,87
Посты текущего ремонта      
-регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие 0,98 0,97 0,96
- разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием) 0,93 0,92 0,91
- окрасочные 0,90 0,88 0,87

Таблица № 33

#G0Количество подвижного состава на АТП, Аи Продолжительность пикового возвращения (выпуска) в течение суток Т, ч.
легковых автомобилей-такси автобусов маршрутных грузовых общего пользования ведомственный транспорт
до 50   1,5 1, 5 1,0
св. 50 до 100   2,5 2,5 1,5
" 100 " 200 3,5 2,8 2,7 2,0
" 200 " 300 4,0 3,0 3,0 2,2
" 300 " 400 4,2 3,5 3,3 2,5
" 400 " 600 4,5 - 3,7 3,0
" 600 " 800 4,6 - - -
" 800 " 1000 4,8 - - -
св. 1000 5,0 - - -
Примечание: количество подвижного состава, возвращающегося (выезжающего) в часы "пик" следует принимать в размере 70% от эксплуатационного числа автомобилей.

При малой трудоёмкости работ ЕОс и ЕОт расчёт ведут по общей трудоёмкости без учёта К%, и все работы выполняют на одном посту.

Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий.

Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования (Д-1 и Д-2), разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять для каждого вида работ ТО, Д и ТР по формуле 53:

(53)

где: Тто, тр г - годовой объем работ ТО-1,ТО-2, Д-1, Д-2, ТР, чел. ч (табл. 14, 15 или 17); Кр- коэффициент резервирования постов (табл. 31); Драбг - число рабочих дней в году для данного вида поста (по заданию); С - число смен работы в сутки для данного вида поста (по заданию); Тсм - продолжительность смены, ч (по заданию); Рп - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 30); Кисп - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 32).

При определении количества рабочих постов общего диагностированияД-1 следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.

При определении количества рабочих постов углубленного диагностированияД-2 следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.

При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ.

При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов.

При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75 допускается на этих постах проведение регулировочных работ.

Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах.

Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях:

- для ТО-1 и общего диагностирования Д-1 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более;

- для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более.

Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток.

При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах.

При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5 допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1.

Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах.

Если расчёт вёлся по суммарной трудоёмкости, полученное число постов ТР распределяют по участкам в соответствии с табл. 15 или 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: