double arrow

Актуальное членение предложения и текста

1. истоки возникновения и основные понятия теории актуального членения предложения (АЧ): тема, рема, данное, новое

АЧ рассматривает коммуникационную структуру предложения.

Синтаксическая и семантическая структуры предложения (ПР) — необходимые характеристики ПР как целостной единицы языка. Однако их недостаточно для описания ПР как функциональной единицы, т. е. как единицы, функционирующей в речи. Для этого служит коммуникативная структура ПР, актуальное членение, то есть разделение структуры текста или ПР на логико-коммуникативном уровне, то есть на тему и рему.

Темы — theme — то, что установлено. Рема — rheme — то, что говорится.

Термин АЧ был предложен чешским исследователем Вилемом Матезиусом, основателем Пражской школы. Он также ввел понятия «темы» и «ремы».

Традиционно тему определяют как нечто данное, исходное, как отправляющую точку информации. По словам Матезиуса, тема — это предмет высказывания. Рема — новая информация о теме.

В настоящее время тема определяется как то, из чего исходит говорящий, то, что ему известно до начала коммуникации. Т. о. тема не соответствует ни частям речи, ни членам предложения.

Тема обычно совпадает с началом предложения, именно в этой части содержится ядро темы, а ядро ремы помещается ближе к ядру высказывания. Однако такой порядок является не единственным способом выражения АЧ.

Последовательность темыи ремы Матезиус называл объективной последовательностью.

The book (тема) (was given to Mary by John — ядро ремы). And then came (a curious experience — ядро ремы).

Анализ тема-рематического членения связан с большими трудностями, так как тоема и рема высказывания связаны с речевым контекстом, с тем, что происходит в реальности, то ест с экстра-лингвистической ситуацией. В результате простое предложение в речевом контексте может по-разному трактоваться.

- Today I'm going to ask John.

- John (тема) is absent (рема).

Или: - Who is absent?

- John (рема) is absent (тема).

В русском языке рема характерна для конца предложения. В английском — как придется.

2. понятие тематической прогрессии: простая линейная прогрессия и прогрессия с продленной темой.

Простая линейная прогрессия: рема предыдущего предложения становится темой последующего: The book (тема1) (was given to Mary by John - рема1). John and Mary (рема1 превращается в тему2) (likes reading - рема2). Reading (рема2 превращается в тему3) (is good affair - рема3).

Прогрессия с продленной (сквозной) темой — одна и та же тема повторяется в каждом предложении. Once (тема1) there was a king (рема1). He (тема2) had three sons (рема2). The king (тема2) also had three horses (рема3). He (тема2) also had a palace (рема4).

3. основные средства выражения АЧ предложения.

1. Порядок слов. Отклонения от обычного порядка слов обычно объясняется потребностью выражения АЧ.: He (тема) (wrote two letters - рема). One (тема) he (put into his pocket — рема), (the other into his wallet — рема).

2. Конструкция с предваряющим «there». Подлежащее помещается после сказуемого, что придает ему рематический статус: There (came — 2. понятие тематической прогрессии: простая линейная прогрессия и прогрессия с продленной темой. подлежащее — a loud noise from the room — рема).

3. Артикли. Если подлежащее или группа подлежащего употребляется с неопределенным артиклем или без артикля, то, как правило, это подлежащее выражает рему высказывания: The door opened and a man came into the room.

4. Частицы only, at least указывают на рему: Only he could show... He could only show...

5. Особая конструкция: формальное it + глагол to be (в соответствующей форме) + тот компонент предложения, который хотим превратить в рему + собзные слова (who, which, that...): It was there (there — рема) that I first met her — именно здесь я впервые встретил ее.

6. Интонационное выделение, иногда являющееся единственным выделением ремы или фразовое (логическое) ударение. В письменной речи это можно сделать графически, например, курсивом: Oh, I ought to have done it!

7. Указательные, притяжательные и личные местоимения в форме анафоры (т. е. использование языковых выражений, которые могут быть интерпретированы лишь с учетом других, предшествующих) — средства выражения ремы: her purse (понимаем, что ранее упоминалась эта «она», например, Mary, следовательно, her выступает в роли анафоры).

3. основные положения функциональной грамматики: понятия топикальности и фокусивности.

Топик - информация, которую говорящий считает уже известной, фокус - информация, добавляемая к топику. Таким образом, топик высказывания (то, о чем говорящий делает сообщение; исходный пункт) можно соотнести с темой, а фокус высказывания (информация, сообщению которой служит данное высказывание и которая добавляется к теме) с ремой. Их можно рассматривать как синонимы. (можно сослаться на Т. Гивона, американского лингвиста, одного из родоначальников функционализма в 1970-х).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: