1. истоки возникновения и основные понятия теории актуального членения предложения (АЧ): тема, рема, данное, новое
АЧ рассматривает коммуникационную структуру предложения.
Синтаксическая и семантическая структуры предложения (ПР) — необходимые характеристики ПР как целостной единицы языка. Однако их недостаточно для описания ПР как функциональной единицы, т. е. как единицы, функционирующей в речи. Для этого служит коммуникативная структура ПР, актуальное членение, то есть разделение структуры текста или ПР на логико-коммуникативном уровне, то есть на тему и рему.
Темы — theme — то, что установлено. Рема — rheme — то, что говорится.
Термин АЧ был предложен чешским исследователем Вилемом Матезиусом, основателем Пражской школы. Он также ввел понятия «темы» и «ремы».
Традиционно тему определяют как нечто данное, исходное, как отправляющую точку информации. По словам Матезиуса, тема — это предмет высказывания. Рема — новая информация о теме.
В настоящее время тема определяется как то, из чего исходит говорящий, то, что ему известно до начала коммуникации. Т. о. тема не соответствует ни частям речи, ни членам предложения.
|
|
Тема обычно совпадает с началом предложения, именно в этой части содержится ядро темы, а ядро ремы помещается ближе к ядру высказывания. Однако такой порядок является не единственным способом выражения АЧ.
Последовательность темыи ремы Матезиус называл объективной последовательностью.
The book (тема) (was given to Mary by John — ядро ремы). And then came (a curious experience — ядро ремы).
Анализ тема-рематического членения связан с большими трудностями, так как тоема и рема высказывания связаны с речевым контекстом, с тем, что происходит в реальности, то ест с экстра-лингвистической ситуацией. В результате простое предложение в речевом контексте может по-разному трактоваться.
- Today I'm going to ask John.
- John (тема) is absent (рема).
Или: - Who is absent?
- John (рема) is absent (тема).
В русском языке рема характерна для конца предложения. В английском — как придется.
2. понятие тематической прогрессии: простая линейная прогрессия и прогрессия с продленной темой.
Простая линейная прогрессия: рема предыдущего предложения становится темой последующего: The book (тема1) (was given to Mary by John - рема1). John and Mary (рема1 превращается в тему2) (likes reading - рема2). Reading (рема2 превращается в тему3) (is good affair - рема3).
Прогрессия с продленной (сквозной) темой — одна и та же тема повторяется в каждом предложении. Once (тема1) there was a king (рема1). He (тема2) had three sons (рема2). The king (тема2) also had three horses (рема3). He (тема2) also had a palace (рема4).
3. основные средства выражения АЧ предложения.
1. Порядок слов. Отклонения от обычного порядка слов обычно объясняется потребностью выражения АЧ.: He (тема) (wrote two letters - рема). One (тема) he (put into his pocket — рема), (the other into his wallet — рема).
|
|
2. Конструкция с предваряющим «there». Подлежащее помещается после сказуемого, что придает ему рематический статус: There (came — 2. понятие тематической прогрессии: простая линейная прогрессия и прогрессия с продленной темой. подлежащее — a loud noise from the room — рема).
3. Артикли. Если подлежащее или группа подлежащего употребляется с неопределенным артиклем или без артикля, то, как правило, это подлежащее выражает рему высказывания: The door opened and a man came into the room.
4. Частицы only, at least указывают на рему: Only he could show... He could only show...
5. Особая конструкция: формальное it + глагол to be (в соответствующей форме) + тот компонент предложения, который хотим превратить в рему + собзные слова (who, which, that...): It was there (there — рема) that I first met her — именно здесь я впервые встретил ее.
6. Интонационное выделение, иногда являющееся единственным выделением ремы или фразовое (логическое) ударение. В письменной речи это можно сделать графически, например, курсивом: Oh, I ought to have done it!
7. Указательные, притяжательные и личные местоимения в форме анафоры (т. е. использование языковых выражений, которые могут быть интерпретированы лишь с учетом других, предшествующих) — средства выражения ремы: her purse (понимаем, что ранее упоминалась эта «она», например, Mary, следовательно, her выступает в роли анафоры).
3. основные положения функциональной грамматики: понятия топикальности и фокусивности.
Топик - информация, которую говорящий считает уже известной, фокус - информация, добавляемая к топику. Таким образом, топик высказывания (то, о чем говорящий делает сообщение; исходный пункт) можно соотнести с темой, а фокус высказывания (информация, сообщению которой служит данное высказывание и которая добавляется к теме) с ремой. Их можно рассматривать как синонимы. (можно сослаться на Т. Гивона, американского лингвиста, одного из родоначальников функционализма в 1970-х).