Глава 10. Нравственность и мораль в феодальном обществе

Феодализм – второй, после первобытности, период, который прошли практически все ныне известные народы и государства. По мнению многих современных исследователей, придерживающихся цивилизационного деления человеческой истории, феодализм есть последний этап традиционной или космогенной цивилизации, охватывающей всю историю человечества от его возникновения до начала техногенной цивилизации, то есть для большинства стран Европы до начала промышленной революции XVIII–XIX вв. Для стран Центральной и Юго-Западной Европы этот период совпадает с так называемым Средневековьем (IV–XIV вв.; иногда – V–XV вв.). Правда, спорным остается эпоха XV–XVII и даже XVIII в. Если концом феодализма считать эпоху буржуазных революций, то они охватывают XVI–XIX вв. и тогда, к примеру, конец феодализма в Нидерландах – конец XVI, в Англии – XVII, во Франции – XVIII, в Германии – XIX, а в России – XX вв…Еще более длителен период феодализма в Китае, где буржуазная революция произошла в 1911 г., или в Индии, где полного крушения феодальных отношений не произошло до сих пор. В значительной части государств Ближнего и Среднего Востока, Африки и Южной Америки до сих пор феодальные отношения являются главными, хотя нередко в причудливом сочетании с чертами техногенной цивилизации. Короче говоря, это период, который насчитывает от 1000–1200 (Англия) до 2000 лет и более (Китай, Индия) и продолжает существовать до сих пор.

При наиболее общем подходе, характерном для подхода цивилизационного, важнейшей чертой жизни и культуры феодального периода истории является зависимость всего образа жизни от природных условий. Следует отметить, как указывал А. Я. Гуревич, что «в средневековой "модели мира" нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения».

А. И. Титаренко с наибольшей полнотой охарактеризовал структуры морального сознания феодального и буржуазного общества: «Нужно иметь в виду, что господствующая в обществе мораль, отражая сложившиеся социально-экономические отношения, уже тем самым выражает коренные интересы господствующего класса. Вместе с тем она не только обслуживает этот класс, но и освящает межклассовые отношения. Она функционирует, как общий "моральный код", позволяющий различным классам и группам понимать друг друга в своих социально-нравственных притязаниях. Феодальный строй знает свой исторически своеобразный шаблон моральной оценки, который обычно применяется в нравственных отношениях, обеспечивая нормативную коммуникативность межклассовых, межсословных и т. п. связей. Этот шаблон по принятой расстановке ценностей внутренне иерархичен: он предполагает неравенство моральных обязанностей и прав в отношении людей различного классово-сословного статуса, неравную нравственную вменяемость и воздаяние. Это так называемая мораль "отцов" и "детей", оправдывающая нравственное неравенство сословий и индивидов. По расстановке ценностей, присущих этому трафарету, строятся моральные оценки самых различных поступков – в отношении семьи, корпорации, своего и более высокого сословия и т. д.

По форме такая мораль выражалась на всепонятном, всепризнанном языке патриархально-семейных прав и обязанностей. Подобная нормативная "модель" органически присуща феодальной духовной культуре и сформировалась относительно самостоятельно в различных регионах – не только в Европе, но и в Индии, Китае, Японии и ряде африканских стран.

Эта "модель" оценки давала возможность выражать господствующую нравственность настолько общедоступно, что позволяла наладить нормативную коммуникативность между самыми разными, находящимися в самом низу и на самом верху феодальной иерархической лестницы сословно-кастовыми группами. Но самое главное все-таки в том, что этот шаблон позволял наиболее адекватно освещать в моральных оценках иерархически регламентированные отношения феодальной личной зависимости».

Следует заметить, что каждая из социальных групп феодального общества имеет свою групповую (сословную, корпоративную) мораль, а объединяющую роль играет мораль религиозная.

Переходя от предельно-обобщенных суждений к более конкретному рассмотрению морали и нравственности феодального общества, мы ограничимся европейским средневековьем как достаточно типичным, взяв период IX–XIII вв. Это эпоха возникновения и укрепления феодальной иерархии, начала развития городов, закрепощения крестьян, борьбы папства с королевской властью, бесконечных войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: