Групповое моральное сознание

Первым бесспорным показателем того, что перед нами не стадо, а социальная группа, является «кристаллизация» первых запретов (табу). Табу – первые регулятивы, предваряющие последующие (заповеди, нормы, кодексы). Однако до них исследователи называют явления, которые закрепляются в поведении и отношениях между членами первобытной группы: обычай, традиции, ритуал, обычное право, то, что укладывается в короткую формулу «Так было всегда» и не обязательно включает собственно нравственный аспект. Вследствие этого нередко говорят, что нравственное содержание в них оказывается не осмыслено, не опредмечено, не названо…

Однако дело не в слове, а в предметном, реальном содержании: если в этих формах регуляции жизни членов первобытной группы имеется нравственное содержание, мы вправе видеть в них первые проблески нравственности. Первые табу есть первое моральное осмысление, имеющее основанием пользу для всей группы, но заданное «от противного»: запрещено все то, что может нанести вред группе. Табу – запрет конкретного действия индивида, вредного для группы; закрепленный в обычае образец поведения, полезного для группы, одно из ранних проявлений нравственно-положительного. В этих формах впервые проявляется дихотомия добра и зла, хорошего и плохого.

С развитием группового морального сознания и возникновением индивидуального морального сознания табу сменяется заповедью и нормой. Это разные формы требований, приобретающие два новых качества: императивность и личностную отнесенность. «Не укради!», «Не убий!», «Не лжесвидетельствуй!» – категорическое требование к каждому, принадлежащему к этой социальной группе. Некоторая совокупность требований, обобщающая опыт межчеловеческих отношений и выраженная в форме заповедей или норм, образует моральный кодекс.

Кроме этих способов моральной регуляции в группе (обществе) значительную роль играют санкции, в том числе и санкции моральные, на основе оценки совершенных поступков и действий. Многоцветие реальной картины межчеловеческих отношений в определенную историческую эпоху создают реальные нравы, включающие, каждый раз в определенных сочетаниях, обычаи, традиции, обряды, этикет, обычное право. Объединяет все названные способы регуляции межчеловеческих отношений то, что все они предъявляют некоторые общие требования к каждому члену этой общности. Отсюда императив «Ты должен!» Ты должен уважать старших; помогать слабым; защищать государство; честно трудиться; уничтожать врагов; подчиняться начальникам; уступить место в троллейбусе женщине; склонить голову перед памятью героев; снять шляпу, входя в учреждение; приносить жертвы богам; обнажить голову, входя в церковь; пасть ниц перед Сыном Неба в Древнем Китае; обменяться рукопожатием с товарищем по партии; почтить усопших родственников в день поминовения или на Троицу. Ты должен выполнить принятую в твоей общности норму, заповедь, ритуал, правило этикета, требование кодекса… тем самым свидетельствуя, что принадлежишь к этой общности, соблюдаешь ее установления. В противном случае ты подвергаешься санкциям.

Таким образом, и сегодня, как и в далеком прошлом, групповая мораль выражает интерес, единство группы как целого и вместе с тем защищает каждого члена группы, если он соблюдает предписания ее морали.

Предельно обобщенное выражение сути групповой морали есть принцип коллективизма. Полагаю, что в его основе то, что этики-эволюционисты XIX в. называли «социальным инстинктом», отличающим стадных животных. Вероятно, еще более глубокая основа социального инстинкта – важнейшее свойство живого существа: инстинкт самосохранения, фрейдовское «стремление к жизни», естественное состояние «биофила» по Фромму. Нужда сплачивает стадо. Нужда определяет жизнь первобытного человека в группе: в одиночку он не смог бы существовать. Таков фундамент «естественной, или первобытной, коллективности». Она переходит, по мнению Маркса и Энгельса, в мнимую, или «иллюзорную», в классово-антагонистических формациях с перспективой в будущем бесклассовом обществе смениться подлинной коллективностью.

Мне представляется, что реально меняются лишь формы группового морального сознания при сохранении его глубинного принципа: «мы – хорошие, они – плохие». То есть коллективизм пронизывает все варианты групповой морали – от далекого прошлого до современности. Он всегда присущ реальным межчеловеческим отношениям, усиливаясь или ослабляясь в конкретных исторических обстоятельствах и в определенных социальных группах. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» даже для самого крайнего индивидуалиста.

Групповое моральное сознание обнаруживает себя, «кристаллизуется» в определенных нормах, кодексах, идеалах, оказывается закрепленным в обычаях и традициях, проявляется в нравах.

Можно зафиксировать, в каких нормах выражен собственно групповой интерес и какие простые, общечеловеческие нормы разделяются данной группой. Общая картина проста: поскольку «мы – хорошие», то все позитивное приписывается себе, все отрицательное – противостоящим «они». Парадоксально соотношение группового (классового, национального) и общечеловеческого. С одной стороны, человечество во все времена, включая и день сегодняшний, живет в условиях господства групповой морали. Но анализ содержания видов групповой морали подводит к выводу, что ее роль – ограничивающая: «мы» – нравственны, а «они» – безнравственны. Внутри группы провозглашаются моральные ценности дружбы, товарищества, любви. Одновременно утверждается, что «у них» – «псевдо-мораль»: утрачены нравственные основы семьи и брака, процветают взаимная вражда, ненависть. Более того, «их» общество – это общество без морали, а люди, живущие в нем, – без совести. Из этого следует, что к «ним» нормы морали не относятся. Да, «жизнь человека есть ценность», но «если враг не сдается, его уничтожают».

В XX в. оказалось, что в действительности существует множество социальных групп и не только классовых: религиозных, национальных, этнических, профессиональных. Поскольку человек, как правило, входит в разные социальные группы, не будучи поглощен какой-либо целиком (например: буржуа – ирландец – католик; американец – протестант – выходец из Германии – инженер; интеллигент – учитель – русский – буддист и т. п.), ослабляется жесткость групповой морали, оказываются возможными взаимопереходы, а вместе с тем и большая терпимость к людям, входящим в иные группы.

Немаловажно, что групповая мораль, как правило, ориентирована на средний уровень морального сознания тех, кто принадлежит к данной группе, тяготеет к шаблону. Воспитание в духе такой морали апеллирует к образцам, твердо установленным нормам и, как правило, оказывается авторитарным. Иначе говоря, групповая мораль приемлет только интерес группы. Не случайно она тяготеет к идеологии, политике и, в крайнем выражении, к тоталитаризму. Если это финансово-экономическая группа, то что предпочитается: конкуренция или сотрудничество? Если речь идет о государстве, что возводится во главу угла в политике, в воспитании граждан: узкий национализм, пропаганда превосходства своей нации или признание равных международных прав всех государств? Точно так же и в отношениях группы и входящей в нее личности: диктат групповой морали, борьба с инакомыслием, стремление к стандартизации отношений или подлинное уважение личности, человеческого достоинства каждого члена группы, стремление к выработке общих интересов?

Тем не менее ошибочно полагать, что групповое моральное сознание всегда упрощает, усредняет, консервирует худшее. Без существования устойчивой системы моральных ценностей, без взаимной поддержки, без общности идеалов и интересов неизбежны распад и гибель группы. Опасен застой, «почивание на лаврах», стремление «законсервировать» навечно достигнутый уровень развития. Групповая мораль, способная учитывать рекомендации, исходящие от индивидуального морального сознания, создает благоприятные условия для развития данной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: