Индивидуальное моральное сознание

Обычно в марксистской этике индивидуальному моральному сознанию не уделялось существенного внимания. Это логично вытекало из суждения Маркса, что «сущность человека… есть ансамбль общественных отношений». Сведение личности к социальному вело к суждению о морали как форме общественного сознания, и на долю индивида оставалось лишь усвоение содержания этой морали Это отчетливо проявилось в соотношении понятий «долг» и «совесть». Уже у Канта долг, выражающий обязанность личности по отношению к другим (семье, обществу, государству), по сути, дела отождествлялся с «голосом совести» через понятие категорического императива. И хотя подчеркивалось, что следование голосу категорического императива совершается благодаря свободной воле человека в форме самопринуждения, социальное основание оставалось определяющим. В марксистской этике эта «растворенность» индивидуального морального сознания в групповом получила выражение в понятиях «рабочая совесть», «совесть народа», наконец, в известном афоризме Ленина: «Партия есть ум, честь и совесть нашей эпохи».

В действительности процесс усвоения ребенком, подростком, юношей или девушкой требований морали несравненно сложнее. Во-первых, достаточно рано эти требования начинают соотноситься с собственным опытом; во-вторых, провозглашаемое в учебниках педагогики «единство требований» всех воспитателей никогда не достигается, а противоречия, нестыковки неизбежно порождают критичность воспитанника, побуждают его к выбору… Существенную роль в этом процессе играет среда. Влияние ее возрастает по мере расширения круга общения. Наконец, в «классической триаде» педагогики все большую роль играет сама формирующаяся личность. Недаром один из авторитетнейших психологов 1940-1960-х гг. С. Л. Рубинштейн (1899–1960) назвал определяющими развитие личности «внешне обусловленные внутренние закономерности».

Обращаясь к проблеме возникновения и филогенетического (исторического), и онтогенетического развития индивидуального морального сознания, мы сразу же сталкиваемся с очередным парадоксом развития морали. Сознание по своему механизму, по характеру функционирования, всегда индивидуально, поскольку является функцией мозга. Однако по содержанию оно изначально и в течение чрезвычайно длительного периода является групповым (до сих пор предпочитали говорить «общественным», игнорируя очень важный момент: общественное моральное сознание выступает в двух разных видах: групповом и общечеловеческом). Эпоха, когда возникает индивидуальное моральное сознание, то есть совершается кардинальная перестройка, изменение содержания морального сознания, приходится на время дифференциации деятельности внутри первобытной группы.

Б.Ф.Поршнев и некоторые другие исследователи началом внутригрупповой дифференциации деятельности считают переход к охоте, что и послужило основанием формирования «я»-сознания, последующего закрепления этого нового явления в языке (прозвище и личное имя, а не только имя рода). Все три компонента у многих народов становятся традиционными.

Развитие индивидуального морального сознания усложняется, дифференцируется, включая все более сложные и многообразные компоненты.

Первая особенность индивидуального морального сознания – органическая связь моральных и психологических компонентов. Традиционное тройное деление психики – интеллект (мышление, разум), эмоции (чувства, страсти) и воля – оказывается наполненым нравственным содержанием. Как убедительно показано исследователями эмоций, формирование индивидуального морального сознания начинается с нравственных чувств. Привязанность и любовь ребенка к матери возникает как ответ на материнскую любовь и заботу. Нравственное содержание первых чувств самим ребенком долгое время не осознается. Для него характерны: симпатия к окружающим, он «открыт» миру, ласков. Можно, пожалуй, сказать, что «золотое правило нравственности» он воспроизводит, не имея ни малейшего о нем понятия… Но точно так же он воспроизводит и отражает искаженные, порочные отношения, если условия его формирования ущербны и неблагоприятны: озлобленность, подозрительность, избегание общения и нелюбовь. Все, что приписывают его плохому характеру, является следствием условий его жизни, закрепляется и становится со временем его собственными особенностями.

Из любви и симпатии вырастают доброжелательность и чуткость, способность сперва чувствовать, а потом и понимать боль другого, из потребности в общении – забота о ближних, а затем и о дальних. Мир детских чувств и переживаний – колыбель индивидуального морального сознания. Первоначально оно является «сколком» группового (как правило, семейного, родительского) морального сознания. Проблески индивидуального возникают с открытия «я» – «я»-сознания, когда вместо «Маша хочет кушать» появляется: «Я хочу кушать», а затем «озвучивается» проявление воли: «Я сама!» С первыми проявлениями «я»-сознания возникает и первое столкновение со взрослыми, то, что психологи называют этапом детского негативизма. Все чаще звучит: «Ты уже большой!» и поощряется, а не подавляется стремление к самостоятельности. Взрослые уже определяют круг обязанностей ребенка и мягко, но неукоснительно напоминают о них. К пяти годам ребенок накапливает огромный объем информации и практических навыков. Все это прямо или косвенно служит формированию индивидуального морального сознания, в котором пока превалирует групповое моральное сознание. Однако с каждым днем происходит обретение и обогащение этого опыта в разных формах общения, в играх, в разнообразии видов деятельности. Ребенок как губка впитывает окружающую его культуру не только в непосредственном общении с окружающими и на собственном опыте, но и опосредованно: через сказки, книги, телевизионные передачи. При этом он играючи, незаметно усваивает и моральные заповеди, нормы, правила. Отождествляя себя с любимыми героями, ребенок эмоционально переживает и осознает «что такое хорошо и что такое плохо».

Бесспорно, что психические механизмы, обеспечивающие развитие индивидуального морального сознания, становятся сложнее и разнообразнее. Так, способность к самопознанию, к моральной рефлексии, самоанализу и самооценке – относительно позднее обретение человека. Впервые, пожалуй, моральная рефлексия (точнее ее результаты) подчеркивается стоиками, а развитие ее связано с возникновением христианства. Огромную роль в развитии моральной рефлексии личности сыграло исповедание грехов и покаяние в христианстве, таинство исповеди.

Ядром индивидуального морального сознания уже со времен стоицизма справедливо полагают совесть. Элементами его структуры являются не только усвоенные элементы нормативности группового морального сознания, но и моральные качества, как синтезирующие все составляющие психики индивида, так и те, в которых преобладают интеллект, а также воля и чувства (их иногда называют «моральной» волей и «моральными» чувствами). Особую группу элементов образуют убеждения, глубоко укоренившиеся, ставшие «личными, своими» нормы, принципы и идеалы, а также волевой компонент, обеспечивающий перевод их в сферу нравственного поведения.

И наконец, высшим достижением индивидуального морального сознания выступает творчество в морали.

Еще один парадокс морали. Как правило, нравственные отношения и нравственное поведение складываются стихийно и, казалось бы, нормы и заповеди имеют безличный характер. Однако именно сфера индивидуального морального сознания оказывается сферой творчества в морали, обеспечивающей развитие морали, смену одних видов групповой морали другими и постепенное накопление элементов общечеловеческой морали. Диалектика развития морального сознания: от групповой морали через личностную мораль к морали общечеловеческой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: