Ювенология и специфика решения молодежных проблем в рамках данной науки

На современном этапе, когда молодежные проблемы носят комплексный характер, требуют анализа и разработки исследования в рамках интеграции таких наук, как социология, психология, философия, педагогика. В качестве специальной отрасли науки, занимающейся проблематикой молодежи, является ювенология. Ключевой проблемой ювенологии становится сегодня проблема адаптации, которая рассматривает процесс приспособления различных возрастных групп молодежи к резко изменяющимся условиям среды с помощью различных социальных средств.

Важнейшей проблематикой исследований в ювенологии становится проблема принятия норм и ценностей молодыми людьми новой социальной среды, а также исследование складывающихся форм социального взаимодействия в рамках молодежной субкультуры. В этой связи ювенология исследует и проблему формирования социального статуса в различных молодежных возрастных группах, а также психологическую удовлетворенность той средой, в которую попадает молодой человек. В этой связи в ювенологии используется различные методики опосредованных исследований.

Очень интересным, на мой взгляд, является пример исследований, основанный на комплексном анализе психологической и социокультурной реакции молодежи на все изменения социальной среды за последние 10 лет, описанный в учебном пособии для студентов МГУ «Основы ювенологии» А.Ш. Степнова (1998 г.).

Реакцию молодежи, и собственно, определение собственной позиции, автор исследует через искусство «граффити» (надписей) в высших учебных заведениях г. Москвы.

А.М. Степанов пишет, что в целом, надписи и выражения до середины 80 - Х годов отражали общий уровень жизни и ценностную позицию молодых людей, имели обратное содержание и были посвящены определенным личностям. Так, например, надпись в гуманитарном корпусе МГУ в 70 - е годы гласила: «Не учись как Ульянов, а женись как Чурбанов!». В современных условиях граффити выражают уже различную чашу чувств, желаний молодых людей, связанных попыткой осмысления насущных проблем нашей жизни, отражая буквально все стороны и противоречия их индивидуального и общественного бытия; здоровье, любовь, профессия, политика, экономика, искусство, национальные отношения.

Автор приводит наиболее типичные надписи: «остановите землю - я сойду», «Рок - н - ролл мертв, а я еще нет», «Пошто евреи Христа распяли», «Россияне идут», «А я в армию иду, пусть меня научат. Люди пожалейте меня». «Если вам нужен ребенок, усыновите Гайдара» и т.д.

А.Ш. Степнов на основе анализа более чем 500 надписей показывает, что сегодня их «пишут» не просто закомплексованные тем или иным образом молодые люди, а зачастую ярко выраженные индивиды или группы молодежи, стремящиеся определенным способом символически обозначить и противопоставить свое личностное миропонимание общественному. Более того, это не низкообразованные люди, а люди, получающие высшее образование в самом престижном вузе страны, для которых граффити в условиях роста безличностных отношений выступает своеобразной отдушиной творческого самовыражения. Важно отметить следующую закономерность: число надписей возрастает и фиксирует любые социокультурные изменения, и, соответственно психологические колебания молодых людей. Если с начала 90-х доминировали такие надписи как: «Без колбасы жить можно, нельзя жить без веры в то, что она появится», «Коммунисты погубили землю», или «Стать известным во многих странах вам помогут», то для середины 90-х характерны следующие надписи: «Я уже не хочу бесконечно вкусный апельсин», «Демократы - слуги сатаны», или «С возрастом глупости делаем меньше - не те возможности».

В круг проблематики ювенологии входит широкий ряд проблем: молодежная семья, быт, сексуальные проблемы, проблемы молодежной преступности и молодежного суицида.

В этой связи хотелось бы в данной работе привести ряд примеров, описанных в «Основах ювенологии», посвященных исследованию данных проблем.

Автор показывает прямую зависимость молодежного суицида и современной экономической и социальной ситуации. Студентам педагогического института г. Шуя был задан вопрос (исследования 1997 г.): «Возникала ли в вас когда-нибудь мысль о самоубийстве». Утвердительно ответили 30,2% опрошенных. Когда молодым людям задали вопрос: «Если «да», то что вас остановило?». Ответы распределились следующим образом: мысль о родных и близких, их поддержка - 40,1%, здравый смысл - 20,4%, желание жить - 11%, страх перед смертью - 10,1%, самоубийство - это грех - 3,5%, прочее - 14,9%.

Проблема криминализации молодежи. На вопрос студентам исторического факультета МГУ: «Сейчас много молодых втянуто в криминальные структуры. Что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы вырвать их из зоны влияния преступного мира?». 35,7% опрошенных выразилось так: предоставить возможность честно зарабатывать себе на жизнь; 17,5% - создать условия для того, чтобы можно было реализовать себя; 17,3% - усилить борьбу с преступностью, 17,2% - обеспечить доступность учреждений досуга; 11% - создать молодежные организации; 8,3% - организовать антикриминальную пропаганду; 8, 2% - уделить серьезное внимание нравственному воспитанию; 6,7% - стабилизировать экономическую ситуацию в стране; 6,7% - обеспечить социальную защиту молодежи.

На вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям российской действительности, чем представители старших поколений, исключая пенсионеров?» - были получены ответы: скорее да - 76,1%, скорее нет - 9,2%, затрудняюсь ответить - 14,7%.

На вопрос: «К какому типу поколений вы себя относите» - получены ответы: «К поколению надежд» - 50,1%, «равнодушному» - 10,2%, «растерянному» - 5,8%, «потерянному» - 4,5%, «новых русских» - 2,6%, другому - 9,5% («прагматическому», «опоздавшему», «уезжающему», «несчастного времени»). Ни один из респондентов не отнес себя к романтическому поколению, это было типично для «шестидесятников». Вместе с тем, обнадеживающими являются результаты следующего опроса. На вопрос «С каким чувством вы смотрите в будущее?» ответы распределились следующим образом: с чувством надежды и оптимизма - 55,3%; спокойно, хотя особых перемен для себя не жду - 22,8%; с тревогой и неуверенностью - 16,5%; со страхом и отчаянием - 1,8%; другие ответы - 3.6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: