Изучение молодежи в рамках социальной психологии

При рассмотрении данного вопроса, в первую очередь необходимо отметить, что очень часто при организации исследований путается социальная психология с социологией. Социология и социальная психология имеют общие интересы, изучая, как ведет себя молодежь в различных возрастных и социальных группах. Но социология в большинстве своем изучает группы (от малых до очень больших - обществ), а социальные психологи - индивидуальность молодого человека (что он думает о других, как они на него влияют, как он относится к ним). Поэтому в области исследований социальной психологии входит изучение влияния группы на отдельного индивида, а индивида на группу. Так, например, рассматривая проблему супружеских взаимоотношений в молодой семье, центром своего внимания социолог бы сделал тенденции браков, разводов, совместимости в молодой семье, в то время как психолог исследует, почему определенные индивиды привлекли друг друга. Несмотря на то, что социологи и социальные психологи иногда используют аналогичные исследования, социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или иным фактором (например, наличием или отсутствием давления со стороны сверстников), чтобы посмотреть к какому результату это приведет. Факторами, которые исследуют социологи (например, определенная возрастная группа молодежи), обычно, трудно или не этично манипулировать.

Социально - психологические исследования, в том числе, и исследования молодежи как особой социально - демографической группы, различаются по своим условиям. Они могут быть лабораторными (контролируемая ситуация) или полевыми (повседневные ситуации). Еще они различаются по методу - он может быть либо корреляционным (выявляющим, существует ли между двумя факторами естественная зависимость или связь) или экспериментальными (манипулирование каким-либо фактором с целью выяснения, как он влияет на другой).

Так, например, при организации корреляционного исследования молодежных проблем, психологи связывают личностные и социальные факторы, как с физическим, так и психологическим здоровьем молодого человека. Корреляционное исследование позволяет нам прогнозировать, но не может сказать будет ли изменение одной переменной (такой например, как приобретение социального статуса молодого человека) причиной изменения другой (такой как здоровье).

Поэтому при рассмотрении корреляционной зависимости мы можем утверждать, что здоровая «Я - концепция» молодого человека способствует его стремлению получить качественное образование и профессионально утвердиться, так и то, что образованные и профессиональные стремления формируют здоровую «Я - концепцию». Возникает проблема причины и следствия.

Вместе с тем, высокая эффективность корреляционного исследования состоит в том, что оно производится в условиях реальной действительности, где мы можем рассматривать такие факторы, как возраст молодого человека, пол, образование, статус, которыми невозможно манипулировать при организации лабораторного исследования.

Экспериментальное исследование дает возможность создать лабораторную имитацию повседневных процессов и, соответственно, различить причину и следствие. Варьируя всего одним - двумя факторами, которые называются независимыми переменными, психолог выясняет, как их изменение влияет на человека.

Очень хорошо различия между корреляционными и экспериментальными исследованиями описано в «Социальной психологии» Д. Майерса. При исследовании такого фактора, как насилие и агрессия среди подростков и молодежи Д. Майерс приводит два примера исследования, которое направлено на то, чтобы внести ясность в поиск причины и рассмотреть взаимосвязь между просмотром передач и поведением 14 - летних подростков. Подростки, которые часто смотрят передачи со сценами насилия, имеют тенденцию быть более агрессивными, чем те, кто смотрит их редко. Поэтому в корреляционном исследовании можно выдвинуть следующую гипотезу: подростки, возможно, учатся увиденному на экране. Вместе с тем причинно - следственная интерпретация здесь гипотетическая, но не прямодоказуемая. Поэтому, социальные психологи перенесли пересмотр телевизионных передач в лабораторию, где они контролировали количество сцен насилия, показанных подросткам. Демонстрируя подросткам подобного рода передачи, исследователи получили возможность наблюдать, как количество сцен насилия влияет на поведение. Подросткам показывали сцены насилия из телевизионных гангстерских шоу или отрывки из захватывающих соревнований по бегу. В последствии возникала большая вероятность того, что подросток, смотревший передачу со сценами насилия, решительно нажмет красную кнопку, которая якобы нагревала стержень, причиняющий обжигающую боль другому подростку. Это критерий поведения и называется зависимой переменной. (В действительности другого подростка нет, и никто не пострадал). Такие эксперименты показывают, что телевидение может быть причиной агрессивного поведения подростков.

Таким образом, социальные психологи экспериментируют, создавая ситуации в молодежной среде, которые имитируют важные особенности обыденной жизни данной среды.

Среди широкого сектора проблем, которые исследует социальная психология по отношению к молодежи как особой социально - демографической группе важнейшими являются следующие проблемы:

1. Проблема становления «Я - концепция»

2. Проблема самопознания, так как самопознание дает возможность прогнозировать свое будущее

Проблема взаимного Я (Я и культура, Я и традиция)

Проблема самоопределения, так как она во многом способствует пробуждению личностного самоконтроля, принятию решения и адаптации в изменяющихся условиях социальной среды.

Проблема самопрезентации, так как ее разрешение формирует такие качества личности, как самоуважение, самоэффективность, что в конечном счете формирует и понимание личностного смысла будущей семейной, профессиональной, общественной жизни молодого человека.

Проблема конформизма, так как забота о социальном имидже молодого человека продуцирует нормативное влияние. А нормативное влияние является, в сою очередь, результатом стремления молодого человека быть принятым в свою группу, войти в молодежную субкультуру.

Проблема сопротивления социальному давлению как фактор борьбы за свою уникальность. Данная проблема особенно обострена в молодежной среде, так как связана с реализацией собственных жизненных планов и собственных возможностей.

Проблема социальных взаимоотношений, так как в молодежной среде особо остро проявляются факторы социальной, экономической, расовой лояльности, установление долговременных взаимоотношений, определение самого себя в групповой иерархии.

Проблема любви, так как именно в возрасте от 14 до 25 лет происходит переход от психологической установки легкого влечения к противоположному полу к установлению длительных семейных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: