Задача выявления различий в уровне исследуемого признака является одной из наиболее часто встречающихся при проведении психологических исследований. Для выявления таких различий разработаны многочисленные статистические критерии. Критерии делятся на параметрические и непараметрические:
ü Параметрические критерии включают в формулу расчета параметры распределения (средние, дисперсии и др.).
ü Непараметрические критерии не включают в формулу расчета параметры распределения и основаны на оперировании частотами или рангами.
Обе группы критериев имеют свои преимущества и недостатки. Параметрические критерии требуют выполнения условия приближенности эмпирического распределения к нормальному закону, а поэтому не всегда применимы. Но если это условие выполнено, то они являются более мощными и поэтому рекомендуется сначала выполнить проверку на нормальность распределения, а затем принимать решения о выборе критерия. Непараметрические критерии не требуют соответствия эмпирических данных тому или иному теоретическому закону распределения, и как правило, более простые в вычислениях.
К непараметрическим статистическим методам относятся:
ü Q – критерий Розенбаума – простой, но не слишком мощный критерий, позволяющий оценить различия признвка в двух выборках объёмом не менее 11 испытуемых;
ü U – критерий Манна – Уитни – достаточно мощный критерий для двух выборок, основанный на сопоставлении рангов;
ü H – критерий Крускала _ Уоллиса – позволяет оценить существование различий уровня признака одновременно у трёх и более выборок без указания направления измерений при переходе от одной группы к другой;
ü X2 – критерий Пирсона
К параметрическим статистическим методам относятся:
ü t – критерий Стьюдента;
ü F – критерий Фишера;