Критерии различий в уровне признака

Задача выявления различий в уровне исследуемого признака является одной из наиболее часто встречающихся при проведении психологических исследований. Для выявления таких различий разработаны многочисленные статистические критерии. Критерии делятся на параметрические и непараметрические:

ü Параметрические критерии включают в формулу расчета параметры распределения (средние, дисперсии и др.).

ü Непараметрические критерии не включают в формулу расчета параметры распределения и основаны на оперировании частотами или рангами.

Обе группы критериев имеют свои преимущества и недостатки. Параметрические критерии требуют выполнения условия приближенности эмпирического распределения к нормальному закону, а поэтому не всегда применимы. Но если это условие выполнено, то они являются более мощными и поэтому рекомендуется сначала выполнить проверку на нормальность распределения, а затем принимать решения о выборе критерия. Непараметрические критерии не требуют соответствия эмпирических данных тому или иному теоретическому закону распределения, и как правило, более простые в вычислениях.

К непараметрическим статистическим методам относятся:

ü Q – критерий Розенбаума – простой, но не слишком мощный критерий, позволяющий оценить различия признвка в двух выборках объёмом не менее 11 испытуемых;

ü U – критерий Манна – Уитни – достаточно мощный критерий для двух выборок, основанный на сопоставлении рангов;

ü H – критерий Крускала _ Уоллиса – позволяет оценить существование различий уровня признака одновременно у трёх и более выборок без указания направления измерений при переходе от одной группы к другой;

ü X2 – критерий Пирсона

К параметрическим статистическим методам относятся:

ü t – критерий Стьюдента;

ü F – критерий Фишера;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: