9.9. Взаимодействие логистики с операционным, менеджментом
следования, предопределяющие высокий уровень функции
снабжения:
— технико-экономическая оценка внешних производ-
ственных услуг и материальных ресурсов, поступающих в
производственное потребление;
— оценка существующих и потенциальных поставщиков;
— оценка системы закупок (централизации и децентра-
лизации снабжения);
— оценка стратегии снабженческой деятельности
(табл. 9.8).
Таблица 9.8
Стратегические зоны ответственности снабжения [50]
|
|
|
Глава 9. Логистический менеджмент
Окончание табл. 9Я
Развернутая типология включает следующие обд�ти
исследования эффективности снабжения:
— сокращение расходов на размещение заказов на по-
ставки (по видам материальных ресурсов и поставщиков);
— обеспечение выполнения требуемых условий поста-
вок: повышение числа своевременных поставок матери-
альных ресурсов надлежащего качества и снижения чис-
ла недопоставок, просроченных или несанкционированных
досрочных поставок;
— повышение степени удовлетворения производствен-
ных запросов на поставки материальных ресурсов;
|
|
— реализация возможности получения экономии
на масштабах закупок, вследствие консолидации закупок
или централизации снабжения;
— улучшение взаимоотношений с поставщиками (фор-
мирование партнерских отношений, заключение долгосроч-
ных договоров поставки);
|
9.9. Взаимодействие логистики с операционным., менеджментом 565
— управление базой поставщиков (повышения числа
поставщиков, сертифицированных по стандартам ISO);
— расширение масштабов применения системы элек-
тронных закупок.
Эффективность снабжения и управления материальны-
ми ресурсами в логистике фирмы требуют достоверной ин-
формации по следующим вопросам:
— установление стоимости материального ресурса или
производственной услуги;
— определение рентабельности готовой продукции;
— определение зависимости добавочной стоимости
от сезонных и конъюнктурных факторов на рынке закупок
материальных ресурсов и сбыта готовой продукции;
— определение степени доступности к источникам
внешних и внутренних поставок (в контексте решения ди-
леммы «производить или закупать»);
— установление качества закупаемых производственных
услуг и материальных ресурсов (в контексте неисполнения
поставщиком условий поставки по качеству или неправиль-
ного описания потребности заказчиком);
— определение степени сложности поиска информации
о рынке поставок и обоснованности затрат на эту операцию;
— функционально-стоимостной анализ производствен-
ных услуг и материальных ресурсов;
— поиск материальных ресурсов-субститутов;
— повышение качества спецификаций;
— разработка новых корпоративных стандартов на по-
ставки материальных ресурсов и предоставления произ-
водственных услуг;
— решение дилеммы «производить или закупать»;
— определение направлений логистического аутсорсин-
га в снабжении;
— выбор и обоснование системы закупок;
— разработка политики закупок и руководства для ее
реализации;
~ анализ расходов поставщиков на производство и по-
ставки ими своей продукции;
— анализ снижения расходов на осуществление заку-
почной деятельности, вследствие экономического эффекта
от «кривой опыта или обучения»;
— определение вклада снабжения в повышение конку-
рентоспособности предприятия;
~ установление способов разработки, размещения
и вторичной переработки отходов;
Глава 9. Логистический менеджмент
— нормирование расхода материальных ресурсов;
— постановка управленческого учета в сфере снабжения;
|
|
— изменение процедур оценки поставщиков;
— пересмотр базы поставщиков;
— определение сфер ответственности персонала подраз-
делений снабжения;
— проведение тренингов с персоналом подразделений
снабжения и организация системы его стимулирования;
— исследование возможностей применения в закупоч-
ной деятельности новых информационных технологий;
— ликвидация отходов и устаревшего оборудования;
— разработка терминологических стандартов для заку-
почной деятельности;
— разработка этического кодекса закупочной деятель-
ности.
Факторы, которые должны быть учтены во взаимодей-
ствии логистики с операционным (производственным) ме-
неджментом, представлены на рис. 9.7.
Рис. 9.7. Факторы взаимодействия логистики
с операционным (производственным) менеджментом
по поводу принятия решения о закупках
|
|
|
9.9. Взаимодействие логистики с операционным- менеджментом
Разработка критериев оценки эффективности снабже-
ния затруднена по следующим причинам:
— отсутствие рабочих стандартов закупочной деятель-
ности;
— отсутствие управленческого учета в сфере снабжения;
— различие в масштабе и сложности функций снабже-
ния на предприятиях;
— неопределенность экономической категории «эффек-
тивности снабженческой деятельности»;
— сложность определения вклада снабженческой дея-
тельности в достижение корпоративных целей (табл. 9.8).
Таблица 9.8
Критерии эффективности закупок коммерческими
структурами [501
|
Глава 9. Логистический менеджмент
Окончание табл. 9Я
Оценка эффективности отношений с поставщиками про-
изводится на основе модели, изображенной на рис. 9.8.
Степень
удовлетворения
поставщика
Полное
удовлетво- 10
рение
Частичное
удовлетво- 5
рение
Степень
Общее Частичное
неудовлетворение удовлетворение
Полное
удовлет-
ворение
удовлет-
ворения
покупателя
Рис. 9*8. Система оценки отношений покупателей
с поставщиками
Эта модель иллюстрирует систему оценки существую-
щих в настоящее время отношений между покупателем
и поставщиком при следующих допущениях:
— уровень удовлетворения существующими отношени-
ями между контрагентами подвергаются оценке;
|
|
9.9. Взаимодействие логистики с операционным, менеджментом
— неудовлетворенная сторона (поставщик или покупа-
тель) стремится найти выход из сложившейся ситуации;
— попытки изменения сложившихся отношений между
контрагентами могут повлиять на стабильность их сотруд-
ничества;
— попытки изменения сложившихся отношений меж-
ду контрагентами могут привести к ситуации выигрыш —
проигрыш, проигрыш — проигрыш и выигрыш — выи-
грыш.
Верхний правый квадрат (область (5; 5) — (10; 5) —
(10; 10) — (5; 10)) соответствует ситуации, когда контраген-
ты удовлетворены сложившимися отношениями. Последние
способствуют установлению долгосрочному сотрудниче-
ству, которое со временем может перерасти в партнерство.
Стратегия улучшения взаимоотношений между контраген-
тами связана с продвижением от ситуации, характеризуе-
мой координатами (5; 5) к цели (10; 10).
Нижний правый квадрат (область (5; 10) — (10; 0) —
(10; 5) — (5; 5)) воссоздает положение, когда покупатель
удовлетворен частично, а поставщик не удовлетворен суще-
ствующими между ними отношениями. Однако стабильно-
сти во взаимоотношениях, вероятнее всего, в долгосрочной
перспективе ожидать не следует.
Верхний левый квадрат (область (0; 5) — (5; 5) —
(5; 10) — (0; 10)) воспроизводит ситуацию, когда поставщик
удовлетворен отношениями с покупателем частично, а по-
следнего взаимоотношения с поставщиком не устраивают.
В данном случае следует ожидать, что покупатель попыта-
ется улучшить ситуацию с поставками. Известно, что наи-
менее удовлетворенное лицо является наиболее вероятным
сторонником перемен. Стремление к переменам в конечном
итоге может обернуться снижением удовлетворения обеих
сторон.
Нижний левый квадрат (область (0; 0) — (5; 0) — (5; 5) —
(0; 5)) характеризует ситуацию, когда контрагенты имеют
друг к другу серьезные претензии. Такая ситуация на прак-
тике не может затягиваться надолго.
Диагональ на рис. 9.8 представляет собой линию «спра-
ведливости или стабильности». Когда оценки контрагентов
располагаются вдоль нее, стороны, по крайней мере, нахо-
дятся в одинаковом положении. Координаты (0; 0) и (10; 0)
представляют две противоположности. Ситуация, соответ-
Глава 9. Логистический менеджмент
ствующая первой координате, крайне неблагоприятная для
обеих сторон, поскольку даже при положительных сдвигах
во взаимоотношениях контрагентов «шлейф» коммерческо-
го конфликта еще долго сохраняется.
Ситуация, которая наблюдается в районе точки (10; 10),
в реальности встречается редко и практический интерес
представляет только для понимания верхнего предела уста-
новления отношений между контрагентами.
Взаимоотношения между контрагентами, которые соот-
ветствуют координате (5; 5), классифицируются как абсо-
лютный минимум, приемлемый для обеих сторон. Не ре-
комендуется закреплять хозяйственные связи между ними
долгосрочными соглашениями, если эта планка не достиг-
нута. При этом зона самой большой стабильности взаи-
моотношений между ними находится на линии диагонали
в правой верхней ячейке матрицы.
Описанная выше система оценки создает объектив-
ные предпосылки для управления отношениями между
контрагентами и переводу их в разряд долгосрочных.
Хотя такая система и является достаточно упрощенной,
попытка привязать контракты к этой модели может спо-
собствовать выработке показателей удовлетворенности
потребителя.
В процессе взаимодействия логистического и производ-
ственного менеджмента решаются три основные группы за-
дач по проектированию внутрифирменной логистической
системы:
1) в части ее технологической составляющей (складское
и тарное хозяйство, внутрипроизводственный транспорт,
подъемно-транспортное оборудование и пр.);
2) в рамках внутрипроизводственной логистики (управ-
ление запасами материальных ресурсов, промежуточ-
ного продукта и готовой продукции в технологическом
процессе производства и перемещения материального
потока);
3) в сфере внешней логистики (снабжение предприятия
материальными ресурсами и сбыт готовой продукции; ло-
гистический сервис, доставка, предпродажное и послепро-
дажное обслуживание).
Очевидно, что характер управленческих решений в этих
случаях будет предопределяться различным характером
трансакций в микро- и макрологистических системах.
9.10. Взаимодействие логистики с финансовым, менеджментом.