1. Студент должен знать: основы стереохимии a-аминокислот; структурные формулы и тривиальные названия 20 протеиногенных аминокислот; классификацию аминокислот на основе физико-химических свойств их радикалов; общие и специфические свойства a- аминокислот.
2. Студент должен уметь: определять стереохимический ряд аминокислот, писать формулы Фишера для энантиомеров L- и D– ряда; составлять ди-, три-, тетрапептиды и фрагменты первичной структуры белков; изображать пространственное и электронное строение пептидной связи; давать физико-химическую характеристику пептидов на основе свойств радикалов аминокислот, входящих в их состав.
Мотивация. Знание темы необходимо для изучения в курсе биохимии промежуточного обмена аминокислот, структурной организации белковых молекул, а также для понимания взаимосвязи структуры, физико-химических свойств и биологических функций белков.
Вопросы для самоподготовки
1. Напишите общую формулу a-аминокислот.
2. Объясните, почему a-аминокислоты обладают оптической активностью. Напишите проекционные формулы L- и D–аланина.
|
|
3. Дайте классификацию a-аминокислот на основе физико-химических свойств их радикалов. Выучите формулы 20 a-аминокислот.
4. Опишите химические свойства a-аминокислот. Амфотерность, изоэлектрическая точка аминокислот на примере аланина, лизина, глутаминовой кислоты; реакции аминокислот с азотистой кислотой и формальдегидом; реакции декарбоксилирования на примере гистидина, триптофана, глутаминовой кислоты; способность к образованию комплексных солей с катионами Cu2+.
5. Напишите схему образования трипептида: Лиз–Ала–Сер. Охарактеризуйте его свойства.