Допуски формы и допуски расположения поверхностей

Вал в работающем узле вращается в подшипниках качения. Так как подшипники качения изготавливаются с относительно высокой точностью, то погрешностями изготовления их деталей обычно пренебрегают. Поэтому рабочей осью вала является общая ось, обозначенная на рис.3.1 буквами А и В. Общая ось - прямая, проходящая через точки пересечения каждой из осей двух посадочных поверхностей для подшипников качения со средними поперечными сечениями этих поверхностей.

Вследствие неизбежных погрешностей общая ось не совпадает с осью вращения вала при его изготовлении.

На чертеже вала задают необходимые требования точности изготовления отдельных элементов. В табл.3.1 в соответствии с позициями на рис.3.1 приведены указания по определению числовых значений допусков формы и расположения поверхностей.

Рис.3.2. Простановка размеров и допусков на валу

Допуски на размеры вала Таблица 3.1

Позиция на рис.3.2 Допуск
1,2 Т¤0¤» 0,5 t, где t – допуск размера поверхности.
3 Тã - допуск соосности в зависимости от типа подшипника по табл.3.2.
4 Тã - на диаметре d по табл.3.3. Степень точности допуска по табл.3.4
5 Тã» 60 / n >1000-1; допуск – в мм.
6 Т^ на диаметре d0 по табл.3.5. Степень точности допуска при базировании подшипников: шариковых - 8, роликовых -7.
7 Т^ на диаметре dБ при l/d < 0,7 по табл.3.5.. Степень точности допуска по табл.3.6.
8 Т¤ ¤» 0,5 tшп Т¸» 2 tшп где tшп - допуск ширины шпоночного паза по табл.3.9 (10)

Назначение каждого из допусков формы или расположения следующие (рис.3.2):

- допуск цилиндричности посадочных поверхностей для подшипников качения (поз.1) задают, чтобы ограничить отклонения геометрической формы этих поверхностей и тем самым ограничить отклонения геометрической формы дорожек качения колец подшипников (по ГОСТ 3325 - 85 следует контролировать отдельные составляющие этого допуска: допуск круглости, допуск профиля продольного сечения, допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечении);

- допуск цилиндричности (поз.2) посадочных поверхностей валов в местах установки на них с натягом зубчатых, червячных колес задают, чтобы ограничить концентрацию давлений;

- допуск соосност и посадочной поверхности для зубчатого, червячного колеса (поз.4) чтобы обеспечить нормы кинематической точности и нормы контакта зубчатых и червячных передач;

- допуск соосности посадочной поверхности для полумуфт, шкива, звездочки (поз.5) назначают, чтобы снизить дисбаланс вала и деталей, установленных на этой поверхности. Допуск соосности по поз. 5 задают при частоте вращения вала не более 1000-1;

- допуск перпендикулярности базового торца вала (поз.6) назначают, чтобы уменьшить перекос колец подшипников и искажение геометрической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

- допуск перпендикулярности базового торца вала (поз.7) задают только при установки на вал узких зубчатых колес (l/d < 0,7). Допуск задают, чтобы обеспечить выполнение норм контакта зубьев в передаче;

- допуски симметричности и параллельности шпоночного паза (поз.8) задают для обеспечения возможности сборки вала с устанавливаемой на нем деталью и равномерного контакта поверхностей шпонки и вала.

Таблица для определения допусков приведены ниже(табл.3.9)

Допуски соососности и угла перекоса подшипника Таблица 3.2

Тип подшипника ТãВ, мкм ТãК, мкм q, угл. Мин
Радиальный шариковый однорядный Радиально–упорный шариковый однорядный Радиальный с короткими цилиндрическими роликами: без модифицированного контакта с модифицированным контактом Конический роликовый: без модифицированного контакта с модифицированным контактом Радиальный шариковый и роликовые двухрядные сферические     1,6 1,2 0,4 1,2 0,4 0,8 2,4

Примечание:1. ТãВ и ТãК – допуски соосности посадочной поверхности вала и корпуса длиной В = 10 мм в диаметральном выражении. При длине В 1 посадочного места табличное значение Т таб следует умножить на 0,1 В 1.

2. q - допустимый угол взаимного перекоса подшипника, вызываемого деформациями вала и корпуса в работающем узле.

Допуск соосности Таблица 3.3

Интервал размеров, мм Допуск соосности, мкм, при степени точности
         
Св. 18 до 30 30 до 50 50 до 120 120 до 250 250 до 400          

Степень точности допуска соосности Таблица 3.4

Степень кинематической точности передачи Степень точности допуска соосности при диаметре делительной окружности, мм
св. 50 до 125 св. 125 до 280 св.280 до 560
  5/6 6/7 7/8 7/8 5/6 6/7 7/8 8/9 6/7 7/8 8/9 8/9

Примечание. Степени точности допусков соосности посадочных мест для колес передач зубчатых (числитель) и червячных (знаменатель).

Допуски параллельности и перпендикулярности Таблица 3.5

Интервал размеров, мм Допуски параллельности, перпендикулярности, мкм, при степени точности допуска
           
Св.16 до 25 25 до 40 40 до 63 63 до 100 100 до160 160 до250 250 до 400            

Степень точности допуска перпендикулярности Таблица 3.6

Тип колес Степень точности допуска перпендикулярности при степени точности передачи по нормам контакта
  7- 8  
Зубчатые Червячные      

Значение допусков t, мм (ГОСТ 25670 – 83) Таблица 3.7

Класс точности Интервал размеров, мм
До 3 Св. 3 до 6 Св.6 до 30 Св. 30 до 120 Св.120 до 315 Св. 315 до 1000
Точный t 1 Средний t 2 Грубый t 3 Очень грубый t4 0,1 0,2 0,3 0,3 0,1 0,2 0,4 1,0 0,2 0,4 1,0 2,0 0,3 0,6 1,6 3,0 0,4 1,0 2,4 4,0 0,5 1,6 4,0 6,0

Рабочий чертеж вала приведен в приложении 1 (рис.П1)

3.2. Рабочие чертежизубчатых и червячных колес.

Оформление рабочих чертежей зубчатых и червячных колес имеет ряд особенностей, Помимо графического изображения, выполняемого как правило, в одной проекции с дополнительным видом на посадочное отверстие, чертежи обязательно сопровождаются данными, необходимыми для нарезки зубьев и их контроля, в виде таблицы и техническими требованиями к точности заготовки. Положение таблицы параметров на поле чертежа строго определено стандартом. (рис.3.3). В верхнем правом углу чертежа, отступив от верхней обрамляющей линии на 20 мм. Правая линия таблицы совпадает с обрамляющей линией чертежа.

Рис.3.3 Рис.3.4

При обработке венца зубчатого колеса в собранном виде сведения, необходимые для его изготовления и контроля, помещают на сборочном чертеже.

в первой части таблицы (рис.3.3) вносятся параметры для изготовления зубчатого венца (модуль т. число зубьев z, угол наклона β, направление зуба – правое, левое, шевронное, нормальный исходный контур со ссылкой на ГОСТ 13755 – 81, коэффициент смещения х, степень точности, вид сопряжения и обозначение стандарта норм точности – ГОСТ 1643 – 81;

во второй части таблицы - одну-две строки - оставляют свободной;

- в третьей части таблицы приводят делительный диаметр d и обозначение чертежа сопряженного колеса.

Если зубчатое колесо имеет два или более венца одного вида (например, цилиндрические), то значения параметров указывают в таблице в отдельных графах (колонках) для каждого венца (рис.3.4) Венец и соответствующие колонки обозначают одной прописной буквой русского алфавита.

Для венцов разного вида (например, цилиндрической и конической) приводят отдельные таблицы, которые располагают рядом или одна под другой. Каждый венец и таблицу в этом случае обозначают одной прописной буквой русского алфавита.

Цилиндрические колеса. Минимальная толщина тела насадной шестерни, считая от впадины зубьев, должна быть не менее 2,5 m + 2 (рис.3.5). Соединения с гарантированным натягом позволяет насадить шестерню меньшего диаметра, оно менее трудоемко в изготовлении и более надежно, чем шпоночное.

Рис.3.5. Цилиндрические колеса

Нормализованные или улучшенные колеса при твердости НВ £ 350 обычно имеют конструкцию, показанную на рис.3.5. Заготовка – штампованная или поковка. Тихоходные колеса обычно не балансируют, форма их заготовки сохраняется (рис.3.5, а). Быстроходные колеса обтачивают кругом, что позволяет обходиться без специальной балансировки (рис.3.5, б).

При высокой твердости НВ ³ 350 зубьев конструкция колес должна быть жесткой Колеса изготавливают из штамповочной или кованой заготовки.

Основные размеры колес вычисляют по следующим формулам:

диаметр ступицы колеса

длина ступицы

толщина обода

толщина диска

штамповочный радиус

где dB - диаметр посадочного отверстия колеса

b - ширина колеса

m - модуль зацепления

В чертежах колес, обточенных кругом, галтелей указывать не следует.

Рис.3.6. Шевронное цилиндрическое колесо

Конструкция шевронного колеса (рис.3.6) с твердостью НВ £ 350 предусматривает для выхода зуборезной фрезы канавку bк, определяемую в зависимости от mn:

mn 2 2,5 3 3,5 4 5 6 7 8 10

а 32 37 42 47 52 58 67 75 82 100

Основные размеры вычисляют по выше приведенным формулам, но толщина диска С должна быть не менее b/3.

Размеры и предельные отклонения показаны на рис.3.7: Ц (Г) – цепочный (габаритный размер); b – ширина зубчатого венца, S – толщина диска, полученная в заготовительной операции (штамповке); С – размер, связывающий систему размеров для заготовительной и механической операции (между обработанной и необработанной поверхностями детали)

Рис.3.7. Зубчатые колеса

Кроме того, на чертежах зубчатых колес кроме прочих размеров указывают диаметры: da – вершин зубьев, d – отверстия, dсТ - ступицы. На чертеже колеса с цилиндрическим отверстием и шпоночным пазом задают размер d + t2 (рис.3.8 а), где t2 определяют по размерам шпоночного паза из таблиц. На рис.3.8, б показан вал коническая форма конической формы. На ширину шпоночного паза чаще всего задают поле допуска JS 9.

Рис.3.8. Посадочные отверстия в ступицах колес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: