Введение. В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка

В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того, чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания необходимо знание педагогических основ физической культуры.

Деятельность специалиста физической культуры и спорта тесно связана с обучением занимающихся технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по виду спорта или физической культуре в целом. Также важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у занимающихся качеств личности, необходимых не только в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.

Таким образом, основными задачами курса педагогики физической культуры и спорта являются:

- овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

- формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления;

- привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности, ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.

- формирование умений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Проблемы и задачи педагогики физической

Культуры и спорта

План

1. Физическая культура и спорт как многоплановое общественное явление, специфические функции физической культуры.

2. Педагогика физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний; предпосылки ее возникновения и уровень современного состояния.

3. Предмет изучения педагогики физической культуры и спорта.

4. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками.

Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновре­менно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двига­тельной деятельности и способ удовлетворения этих по­требностей.

В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внут­ренней мерой степени развития физических сил и двига­тельных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные физические воз­можности человека.

Физическая культура выступает как обширная социальная область применения и проявления в конкретных и общих результатах содержательного творческого тру­да, личных дарований и как источник формирования раз­нообразных интересов индивидов.

Таким образом, уровень физического развития, сте­пень разносторонности воспитания и развития определя­ются социальными условиями.

Деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы выражения. Воздействуя на биологическую сферу человека комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно ока­зывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и ду­ховных начал в человеке, ибо физическая культура и по своему генезису, и по своей социальной роли всегда бы­ла и будет одним из важнейших и совершенно обязательных средств воспитания человека.

С материальной культурой физическая культура свя­зана процессом двигательной деятельности, который яв­ляется ее главным содержанием и в результативной его части материализуется в физических качествах человека. Кроме того, она опирается на материальную базу (спор­тивные снаряды, инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т. п.).

С духовной культурой физическая культура связана такими аспектами, как наука, политика, спортивная эти­ка, эстетика и др.

Общая культура, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие физической культуры, она вооружа­ет физическую культуру необходимым комплексом материального и духовного обеспечения. В то же время куль­тура получает от физической культуры специфическую информацию такого качественного направления, кото­рую она не может получить ни из какого другого источ­ника. Эта информация обогащает культуру, дает ей воз­можность на основе интеграции и переработки разноплановой информации двигаться вперед в знаниях о челове­ке. Это позволяет составлять опережающие программы, вносить в них коррекции, оперативно воздействовать на сам процесс развития.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновре­менно с общечеловеческой культурой, является ее жи­вой, органической частью.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности обще­ства, определяется непосредственными и опосредованны­ми потребностями труда и других форм жизнедеятель­ности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих занимающихся в собственном совершенствовании.

Эстетический идеал физически совершенного челове­ка представляет собой осознанную потребность общест­ва. Он исторически обусловлен и имеет объективное содержание, может отражать красоту реальной жизни. В сфере физической культуры и ее средствами достаточ­но полно решаются основные эстетические задачи; уме­ние понимать прекрасное в природе и обществе в мате­риальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах.

Физическое совершенство человека отражает новую ступень в развитии физической жизнедеятельности и фи­зических способностей человека и может возникнуть только на сравнительно высоком уровне развития мате­риально-технических и социально-экономических усло­вий общества. Различные аспекты физического совер­шенствования человека, как необходимой стороны его гармоничного развития, выражают степень сознатель­ного и целенаправленного воздействия общества на сис­тему его физических потенций.

Физическая культура – часть общей культуры, поэто­му ей свойственны общекультурные функции. Как само­стоятельная область деятельности, она имеет и свои спе­цифические функции, которые в более конкретной форме выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворить запросы общества в области физического воспитания.

Эти функции можно отне­сти (по признакам общности их проявления) к следую­щим группам (В.М. Выдрин)

1. Общее развитие и укрепление организма (форми­рование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов ин­волюции и т. п.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Ро­дины (повышение работоспособности, устойчивости про­тив неблагоприятных условий труда, гиподинамии, про­фессионально-прикладная подготовка).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использования внерабочего времени (раз­влечения, игры, компенсация).

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двига­тельных возможностей человека на предельных уровнях.

Функции физической культуры можно рассматривать в плане преобразовательной деятельности. Основной аспект преобразовательной деятельности в области фи­зической культуры – преобразование самого человека.

При помощи своих специфических средств и методов физическая культура обнаруживает, раскрывает, совер­шенствует природные физические задатки человека, пре­вращая их в способности, призвание, одаренность, та­лант.

В то же время она формирует сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как био­логическому существу (сложные акробатические упраж­нения, плавание под водой, полеты и парение в воздухе и т. п.). Наконец, она способствует восстановлению из­расходованных в процессе труда, общения и познания физических и духовных сил, устранению последствий бо­лезней, травм и т. п.

Все это осуществляется в конкрет­ных социальных условиях и не может не нести на себе признаков социальных отношений.

«Педагогика физической культуры и спорта» существует как учебная дисциплина с 2000 года. В научной области ее аналогом (источником) следует считать «Педагогику спорта», которая получила свое развитие в течение последних десятилетий (примерно с 70-х годов прошедшего столетия).

Э. Майнберг рассматривая становление педагогики спорта за рубежом, пишет о том, что первые следы зарождения науки можно увидеть уже в трудах Платона, который «во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание», нет он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании» [Э.Майнберг, С.8-16].

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) впервые в контексте педагогической теории Нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Согласно теории Ж.Ж. Руссо подлинно человеческое развитие было бы неполным без телесной природы людей. Выдвинутое Ж.Ж. Руссо представление о единстве тела и духа постоянно утверждалось филантропистами (Гутс-Мутс, Кампе, Зальцман и др.) и стало решающей предпосылкой воззрения, согласно которому физическое воспитание могло рассматриваться как самостоятельная и педагогически важная область воспитания. По мнению Э.Гельдбах именно филантрописты впервые сформулировали принципы теории физического воспитания.

Большой интерес к распространению педагогически обоснованного физического воспитания проявлял Ян (1778-1852), который высшими целями физического воспитания объявил развитие любви к отечеству, патриотизм, духовные и физические способности к защите страны.

Гимнастика для Яна была не только патриотически-национальным делом, но и в не меньшей степени она преследовала и общечеловеческие, сверхрегиональные цели. На данном этапе в традиционную программу школьного воспитания был введен новый предмет- гимнастика.

Разработка «программы» школьной гимнастики представлена в работах Шписа (1840), однако так как основным принципом гимнастической школы стала строжайшая дисциплина и муштра, в дальнейшем в конце XIX данная система вызывала большое недовольство. Впоследствии в эпоху реформаторской педагогики (20-е годы) существовала точка зрения, согласно которой, педагогическая ценность гимнастики заключается в том, что она способствует всестороннему развитию свободной, опирающейся на собственные силы личности. Во время второй мировой войны во многом физическое воспитание в Германии [Э.Майнберг] было возведено в ранг «политики тела». В дальнейшем данные тенденции ушли на второй план, и наука о физической культуре и спорте стала продвигаться в направлении, основной идеей которого, стала необходимость физического воспитания для всестороннего развития личности.

В России становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания.

Например П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.), прерогативой физического воспитания считал нравственные качества и его волевые проявления, т.е. выработку у человека характера посредством физических упражнений. Более того, он был уверен, что формирование некоторых сторон личности возможно лишь только благодаря занятиям физической культурой. За «психологизацию» и «интеллектуализацию» физического воспитания П.Ф. Лесгафта резко осуждал известный в то время педагог Л.Ф. Каптерев. Однако в 50-60-е годы в связи с интенсивным развитием в стране физической культуры и спорта высших достижений вопрос о влиянии физического воспитания на психику человека, его развитие и воспитание приобрел особо важное значение.

В настоящее время рассмотрение физической культуры личности как одной из базовых видов культуры молодого человека, являющейся одним из важнейших средств формирования общекультурного уровня занимающихся, предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов для более грамотного осуществления процессов физического воспитания и спортивной тренировки, работе с детьми и учащей молодежью, для этого необходимо знание педагогических основ физической культуры и спорта.

Предпосылки возникновения педагогики спорта (Э. Майнберг):

1. Отказ от концепции дуалистического противопоставления тела и духа.

2. Открытие и обоснование воспитательных и образовательных возможностей физического воспитания.

3. Активное изучение вопроса о роли и месте физического воспитания в системе общего образования человека.

4. Зависимость попыток педагогического обоснования физического воспитания от политической ситуации эпохи.

5. Поиск целей и методов физического воспитания.

6. Первые шаги в создании теории физического воспитания на научной основе.

7. Начало профессионализации преподавателей физической культуры и спорта – необходимость разработки спортивно-педагогической теории.

Педагогика спорта – это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских методов изучающая спортивную и игровую двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В первую очередь в плане образования, воспитания, социализации и обучения.

Являясь одной из наук о человеке, педагогика спорта изучает целенаправленную деятельность человека по передаче, со стороны обучающего и освоению обучающимся ценностей физической культуры и спорта, а также развитие и формирование личности в сфере физической культуры и спорта.

Основные вопросы педагогики спорта:

1. Педагогика «тела и плоти». Взаимосвязь спортивного образования и чувства ответственности; педагогика спорта и этика и др.

2. Педагога спорта и проблема здоровья человека.

3. Педагога спорта и эстетика, эстетическое воспитание.

4. Спорт – феномен культуры.

Предметом педагогики физической культуры и спорта является исследование сущности развития и формирования личности в процессе направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и закономерности их построения.

Педагогика физической культуры и спорта сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук (рис.1). Однако хотелось бы отметить, что педагогика физической культуры и спорта изучает двигательную активность в отличие от теории ФК и спорта, руководствуясь критериями педагогики.

Педагогика физической культуры и спорта
                                           
                   
           
 

Теория ФК и спорта Социология спорта Психология спорта История спорта Теория спортивной тренировки Анатомия Физиология Общая педагогика Специальная педагогика Психология Культурология и др.

Рис. 1. Педагогика спорта в системе наук

 
 


Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Какие основные специфические функции физической культуры Вы можете назвать?

2. Как Вы считаете могут ли выполнять физическая культура и спорт политические функции, если «да», то обоснуйте свой ответ, приведите конкретные примеры.

3. Каковы основные причины возникновения и уровень современного состояния педагогики физической культуры и спорта?

4. Как Вы считаете, какие общие тенденции в развитии педагогики спорта за рубежом и в России можно выделить?

5. Раскройте связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками, такими как теория физической культуры, психология, социология и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: