Профессиональное мастерство педагога

Физической культуры и спорта

План

1. Педагогическое мастерство педагога физической культуры и спорта.

2. Основные составляющие педагогического мастерства.

3. Педагогическая и физкультурная направленность личности специалиста физической культуры и спорта.

4. Педагогический авторитет и его показатели.

Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи».

Г.И. Хозяинов мастерство педагога в обучении определяет как «высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития учащихся».

Н. В. Кузьмина и Н. В. Кухарев (1976), под педагогическим мастерством понимают «высший уровень педагогической деятельности..., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных резуль­татов». Следовательно, не каждый педагог мо­жет достичь уровня педагогического мастерства, что явле­ние нередкое в практике воспитания и образования.

Педагогическое мастерство представляет сложную структуру, которая состоит из следующих подсистем:

1. Знание учебного предмета (профессиональная компетентность, высокая специально-практическая подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научная квалификация).

Знания пре­подавателя физической культуры обращены, с одной сторо­ны, к науке о физической культуре, а с другой, к учащимся, которые должны усваивать их, в том числе и на уровне дви­гательной деятельности. Специфичность его профессиональ­ных знаний в их комплексности, поскольку преподавателю физической культуры необходимы знания из самых различ­ных отраслей знания: биологии, психологии, педагогики, об­щественных наук и т.д.

Поскольку информация в современ­ную эпоху обновляется в течение 3-5 лет, то педагог вынуж­ден постоянно обновлять фонд своих знаний, а на их основе фонд умений и навыков.

2. Педагогическое творчество (творческое воображение, нестандартное мышление, потребность в поиске новой информации, постоянное стремление к совершенству, умение продуктивно сочетать формы и средства).

Творческий характер педагогический деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой, мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая способность творить, которая воплощается в специфических способностях и проявлениях.

В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров выделяют ряд особенностей педагогического творчества:

1. регламентированность во времени и пространстве;

2. отсроченность результатов творческих поисков педагогов;

3. сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанной на единстве цели в профессиональной деятельности;

4. зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога от методического и технического оснащения образовательного процесса;

5. умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся.

Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин выделяют виды педагогического творчества:

Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.

Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем, процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.

Организаторское творчество - это творчествов сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.

3. Педагогический стиль (педагогическая направленность и убежденность, умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, педагогические способности, педагогически направленное общение и поведение, педагогический такт и этика, повседневный интерес к внутреннему миру воспитуемых (эмпатия), умение слушать и слышать).

Этикет педагога включает в себя определенный, соответствующий времени, социальному статусу и месту, порядок поведения, находящий свое выражение в различных формах и видах взаимодействия с людьми. Основа педагогического этикета – установка на гуманизм, доброжелательность и отзывчивость.

В качестве нормы целесообразных педагогических воздействий выступает такт. Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для решения учебно-воспитательных задач.

Выделяют несколько положений в тактике поведения преподавателя, тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым:

· требовательность без грубости, надменности, высокомерия;

· естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибратства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем;

· проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования;

· внимание к своим подопечным, но также без подчеркивания;

· умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям.

4. Педагогическая техника (техника и экспрессия речи, ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений, выразительность мимики и жеста, умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания, владение образцовым показом приема, действия).

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью (любовь к детям, интерес к физической культуре, интерес к педагогической деятельности).

Физкультурная направленность личности специалиста – ориентация на здоровый образ жизни, укрепление здоровья, коррекция телосложения.

Спортивная ориентация – выраженное стремление к поддержанию спортивной формы, стремление выступать в спортивных соревнованиях ветеранов.

Авторитет педагога по мнению Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я – концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру.

По мнению В.А. Мижерикова авторитет учителя - это признание учащимися значимости достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу основных достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию с практикой, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе.

От подлинного авторитета учителя следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы: авторитет подавления, резонерства, превосходства, мнимая доброта и дружба.

Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. выделили основные факторы, влияющие на формирование авторитета тренера у спортсменов в числе которых: опыт тренерской работы; спортивные результаты учеников; индивидуальный подход к занимающимся; внимание к спортсменам и их нуждам; точность прогнозирования результатов соревнований; умение сберечь спортсменов от перегрузок; способность дать точный совет перед соревнованиями; индивидуализация содержания тренировок, технико-тактической подготовленности; постановка высоких целей и их реальное обоснование; качество собственных профессионально-педагогических навыков; доходчивость объяснений и оценок; победы над учениками в спорах, прогнозах, специализи­рованных играх и тестах и т.д.

В числе же основных предпосылок снижения авторитета тренера, приводящих к ухудшению взаимоотношений тренер-спортсмен выделены: непоследовательность поступков; недоверие к словам и поступкам учеников; недобросовестность поведения и поступков; недостаточная профессионально-педагогическая компетентность; необъективность оценок собственных действий и поступков; необщительность, замкнутость; грубость, неуважение к ученикам и другим спортсменам; вседозволенность в выборе средств ради достижения победы; недостаточное внимание к содержанию тренировки спортсменов, их действиям на соревнованиях; снижение интереса к процессу подготовки тренируемых спортсменов; пассивность по отношению к окружающей спортивной жизни; негативные привычки (курение, пристрастие к спиртному, сквернословие, неопрятность).


Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Перечислите основные составляющие педагогического мастерства. Можно ли на Ваш взгляд, говорить о главенствующей роли одного из компонентов, если да, то какого? Обоснуйте свой выбор.

2. Перечислите основные виды педагогического творчества. Приведите конкретные примеры в деятельности специалиста физической культуры и спорта (желательно Вашей специализации), в которых будет проявляться тот или другой вид творчества.

3. Что Вы понимаете под педагогической позицией специалиста в области физической культуры и спорта?

4. Какова роль педагогической и физкультурной направленности личности специалиста в эффективности его педагогической деятельности? Приведите примеры.

5. Что такое педагогический этикет и какое место занимает такт в культуре человеческого общения?

6. Как Вы считаете, может ли реальная власть по должности являться одним из критериев авторитета руководителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: