Шкала Т-баллов (например, опросники MMPI, CPI, САТ, ГТ и т. п.)
В руководстве по конструированию тестов, принятом Американской психологической ассоциацией, указывается, что типичным преобразованием ненормализованных стандартных показателе (то есть z-показателей) должно быть их приведение к шкале со следующими параметрами: среднее арифметическое 50 (это будет константа b) и стандартное отклонение 10 (константа а).
На рисунке 7 показано соотношение кривой нормального распределения и наиболее распространенных в методиках нормализованных шкал.
Рис. 16. Кривая нормального распределения и тестовые показатели.
Распределение оценок многих стандартизированных педагогических и психологических тестов апроксимируется формой нормальной кривой, показанной в верхней части этого рисунка. Ниже представлены некоторые шкалы, разработанные для упрощения интерпретации оценок путем преобразования их в числа, которые указывают относительное положение тестируемых в группе стандартизации (выборка испытуемых, на которой проводится исследование с целью сбора статистического материала и определения статистической нормы).
|
|
Нуль (0) в центре базовой линии показывает положение средней арифметической первичных («сырых») оценок теста, а символ σ(сигма) размечает шкалу «сырых» оценок в единицах стандартного отклонения.
Накопленные проценты являются основой шкалы «процентильный эквивалент».
Некоторые шкалы основаны на единице стандартного отклонения. Среди этих шкал — стандартная z-оценка, Т-оценка, стены (10-балльная шкала) и стенайны (9-балльная шкала), оценка уровня развития интеллекта IQ — представляют собой шкалы, применяющиеся во множестве тестов.
Таблицы норм, либо в виде процентилей, либо в форме стандартной оценки, имеют значение только для конкретного теста, примененного к определенной выборке стандартизации. Диаграмма не позволяет сделать вывод о том, например, что процентильный ранг 84 по одному тесту обязательно эквивалентен z-оценке +1,0 для другого теста, это справедливо лишь в том случае, когда каждый тест непременно имеет нормальное распределение оценок и когда обе шкалы основаны на идентичных или очень похожих группах людей.
Контрольные вопросы:
1. О чем свидетельствует такой параметр как мода?
2. Методика КОТ (Краткий отборочный тест) позволяет оценить интеллектуальный потенциал человека и принять решение, например, о приеме на работу. В методических указаниях рекомендуется пользоваться медианными нормами. Максимально возможный диапазон значений интеллектуального потенциала в методике от 0 до 50 баллов. О чем свидетельствует значение испытуемого, равное 35, если медиана равна 29?
|
|
3. Тест Равенна позволяет получить оценку невербального интеллекта человека как общую сумму баллов по методике (количество правильных ответов по всем сериям). Для интерпретации результата испытуемого в детском варианте методики рекомендуется пользоваться квартилями, полученными на выборке стандартизации (таблицы 10 и 11).
Таблица 10