Теоретические основы проектной деятельности

Л.А. Омельяненко

Проектная деятельность в образовании

Методические указания по организации проектной

деятельности в вузе

Бузулук 2013


Рецензент Н.В. Бутримова, кандидат педагогических наук

Л.А. Омельяненко

Методические указания к организации проектной деятельности в вузе, Бузулук: БГТИ (ф) ГОУ ОГУ, 2013.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.


Содержание:

Введение

  1. Теоретические основы проектной деятельности.
  2. Реализация проектной деятельности.

Список использованной литературы.
Введение.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Она направлена на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

В методических указаниях представлены теоретические основы проектной деятельности, примеры реализации проектов, библиографический материал.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.

Теоретические основы проектной деятельности.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих изменений во всех сферах жизни предъявляет к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому особенно актуальной является проектная деятельность, направленная на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Проектная деятельность в обучении находит все большее распространение в системе образования России. Корни этого лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно; уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее);

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, заключения.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития мышления (креативности) и одновременного формирования личностных качеств участников проектной деятельности.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Это одна из современных педагогических технологий, предусматривающая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в XXI веке.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую деятельность - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает:

- использование совокупности разнообразных методов и средств обучения;

- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер

науки, техники, технологии, творческих областей.

Чтобы овладеть методом проектов необходимо знать типологию проектов для четкого осознания особенностей структуры и содержания каждого типа.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы»: если это теоретическая проблема - то конкретные решения, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (внедрению).

Метод проектов, как метод, предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся к обязательной презентации этих результатов.

Проект («вброшенный вперед») - прообраз какого-то объекта или вида деятельности.

Метод проектов как педагогическая технология - это технология, включающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты по структуре учебной деятельности:

1. Стартовые проекты.

2. Текущие проекты.

 
Продвинутый


итоговый
Рефлексивный

Используя старые знания, выход на новые  
  знания        
           

стартовый

3. Итоговые проекты.

Стартовый проект – это разработка путей освоения студентами (с учетом их наклонности и интереса) предметного материала и планирования работы на определенную перспективу. Таким образом, каждому студенту дается реальное право выбора способа своего продвижения в освоении заданного программой материала.

Текущий проект позволяет определенную часть учебного материала вынести на самостоятельную работу студентов. Результаты данной проектной деятельности могут рассматриваться на семинарских занятиях, конференциях, зачетах. Подобные проекты дают студентам возможность осмыслить изученный материал и использовать его в новой для себя ситуации.

Итоговый проект ставит своей задачей проверить целостное понимание и знание студентами изучаемой дисциплины. Именно итоговый проект дает основание для подведения итогов по определенной дисциплине.

Проекты по содержанию:

1) Монопредметный (внутри одного предмета, одной «идеи»)

2) Межпредметный проект (поиск общих тем для исследований)

3) Надпредметный проект (создание собственных «дел», работ, сборников и т.п.)

Межпредметные проекты создаются в большей мере во внеучебной деятельности в рамках научного общества студентов. Например, проект «Создание экологической карты заповедной территории Бузулукского бора».

Данная карта создается с целью помочь районному управлению спланировать предприятия по поддержанию и сохранению заповедной территории в области. Для реализации данного проекта студентам необходимо освоить целый блок не только естественных наук, но и историю, социологию и т.п.

Надпредметные проекты. В рамках данного проекта студенты осваивают издательскую деятельность (написание статей, набор и компьютерная верстка, литературное редактирование, корректура, художественное оформление). Такой вид деятельности требует от студентов не только знаний по отдельным дисциплинам, но и изучение журналистики, стилистики, библиографии. К подобным проектам можно отнести и студенческий театр, где есть группа сценаристов, режиссеров, звукооператоров, специалистов по свету, художников, модельеров.

Проектная деятельность - это вид исследовательской деятельности при наличии заданий проблемного характера, выполняемый по следующим этапам:

- выдвижение гипотезы;

- способы проверки гипотезы;

- проведение исследовательской деятельности;

- выводы.

Организация проектной деятельности.

I. Предварительный этап.

- Определяется ведущей темой при планировании;

- Четкость и конкретность постановки целей и проектов

- Выделение планируемого результата.

- Наличие инструкций, рекомендаций.

- Выделение алгоритма проектирования

II. Формы организации проектной деятельности

- Индивидуальные проекты;

- Групповые проекты:


кооперационный тип конвейерный тип

(каждый участник разрабатывает (последовательно каждый участник

свой «блок», потом блоки «стыуются») проходит все этапы

- Коллективный проект (использовать работу «подгрупп»)

III. Этапы работы над проектом.

Этапы Задачи Деятельность Деятельность
      участников руководителя
    1. Определение тем 1. Уточняют информацию 1. Мотивирует
        участников
  Мотивационный 2. Уточнение цели, 2. Обсуждают задание 2. Объясняет цели
    исходного   проекта
  этап положения    
    3. Выбор рабочей 3. Прогнозируют способы 3. Наблюдение
    группы реализации  
    1. Анализ проблемы. 1. Формируют задачи. 1. Оказывают
        консультацию в
        анализе
        поставленных задач
    2. Определение 2. Уточняют информацию, 2. Наблюдение.
    источников источники.  
  Планирование информации    
    3. Постановка задач и 3. Выбирают, основывают  
    выбор критерии свои критериев оценки.  
    оценки,    
    результатов    
    4. Распределение    
    «ролей»    
    1. Сбор и уточнение 1. Работают с информацией 1, Наблюдает,
    информации   консультирует.
    2. Обсуждение 2. Проводят синтез и анализ  
    альтернатив идей.  
    (например: метод    
  Принятия «мозгового штурма»    
  решений 3. Выбор оптимального варианта действий 3. Выполняют исследования  
    направлений    
    исследовательской    
    деятельности    
    4. Уточнение плана    
    деятельности    
    1. Выявить проблемы и 1. Формирование вопросов 1. Семинар-консультация
  Рефлексия 1-3 трудности во время к руководителям 2. Учет рекомендаций  
  этапов планирования и руководителей и  
    создания проекта корректировка своего  
      плана деятельности  
    1. Осуществление 1. Работа над проектом, 1. Наблюдение
    проекта использование  
  Выполнение   методов  
  проектов   исследовательской деятельности  
      2. Оформление проекта 2. Консультирование.
    1. Анализ 1. Участие в 1. Направляет процесс
    выполнения коллективном самоанализа и
    проекта, самоанализе, рефлексии
    достигнутых самооценке.  
  Оценка результатов    
  результатов 2. Анализ прогнозируемых 2. Взаимооценка.  
    результатов с    
    реальным    
    положением    

    1. Обоснование 1. Защищают проекты I. Участвует в
    процесса   коллективном
    проектирования   анализе и оценке
  Защита 2. Объяснение полученных 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта
  проектов результатов проекта  
    3. Коллективность 3 Рецензия на проект  
    проекта (других групп, индивидуальная оценка)  
    4. Защита    

IV. Формы защиты проектов

Публичные защиты:

- Научно-практическая конференция;

-ОДИ;

- Презентации;

- Заседания научных обществ, методических объединений;

Публикации проектов:

- СМИ;

- Издание буклетов, альманахов, компьютерных газет;

V. Документы проектной деятельности

Цели Задачи Мероприятия Сроки Ответственные Результат
           
  Организация управления проектом Перераспределение управленческих функций; разработка функционала участников проекта; создание команд всех уровней; проектирование в командах Совещание при директоре; заседание НМС; заседание кафедр; сборы команд.     Функционал управленцев по проекту; функционал участников проекта; команды всех уровней: проекты команд
 
 

  Обеспечение условий для успешной реализации программы эксперимента Нормативно-правовое обеспечение проекта; финансовое обеспечение проекта; подготовка материальной базы эксперимента. Экспертиза проекта; поиск возможностей для морального и материального стимулирования участников эксперимента; определение помещений для командной работы; выделение компьютеров для создания банка по проектной работе.   Экспертная комиссия Статус ФЭП; привлечение средств для реализации проекта; банк информации по проектной деятельности преподавателей и учащихся
  Организация специальной подготовки участников эксперимента Организация постоянно действующего семинара по обучению преподавателей и управленцев общей методике проведения эксперимента Семинар 1 Семинар 2 Семинар 3 Семинар 4     Готовность рабочих групп к проведению эксперимента
  Инициирование проекта Преодоление инертности учителей, пропаганда идей и поиск сторонников эксперимента; запуск команд всех уровней. Серия разъяснительных встреч, семинаров, бесед.   Группа продвижения Включение преподавателей в ОЭР; карта проектной деятельности
  Информационное обеспечение ОЭР Предоставление участникам эксперимента полной информации о ходе продвижения проекта. Информационные сообщения группы продвижения проекта о ходе экспериментальных работ ежемесячно Лидеры команд Информационные бюллетени проекта
  Мониторинг проекта Дидактический мониторинг и государственная оценка качества образования в экспериментальных классах; психологическое сопровождение проекта; педагогика социальный мониторинг проекта. Контрольные работы, тесты в экспериментальных классах; микроисследования по культуре деятельности в командах; отслеживание и изучение социальных процессов По плану работы инспектора, психологической службы психологи Промежуточный анализ качества знаний в экспериментальных группах; пакет диагностических материалов; анализ социальных процессов в командах разных уровней.
  Корректировка технологии управления Анализ гибкости и жизнеспособности модульной технологии управления Заседание НМС   Лидеры группы продвижения проекта Откорректированная технология управления образовательным процессом
  Представление образовательных продуктов проектной деятельности команд всех уровней Организация представления результатов команд всех уровней Декада «Фестиваль проектов» (по специальному плану)   Лидеры команд всех уровней Фестиваль проектов.
  Обобщение результатов реализации проекта Анализ и обобщение всех полученных данных, с соотнесением результатов с поставленными целями, проверкой гипотезы Подведение итогов ОЭР команд всех уровней   Группы продвижения проекта Аналитический отчет о работе за учебный год

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: