Порядок составления резюме

В настоящее время резюме является инструментом самомаркетинга, который необходимо грамотно составить, так как этот документ будет визитной карточкой, реклами­рующей вас как специалиста, претендующего на вакантную должность.

Резюме имеет одну цель — наилучшим образом подать ваши знания, опыт и личные качества нанимателю таким образом и в той форме, чтобы он обратил на них внимание и пригласил вас на собеседование. Резюме стимулирует ин­терес к вам как потенциальному работнику, в краткой форме обобщая информацию о ваших качествах, хорошо развитых навыках, соответствующей работе, опыте и достижениях, что помогает выделить вас из общего ряда претендентов.

Невозможно создать первое впечатление во второй раз. Поэтому у вас есть один шанс преуспеть с помощью ре­зюме в тот момент, когда его читают впервые. Вы може­те рассчитывать, что наниматель уделит несколько минут (точнее, как показали результаты специального исследова­ния, в среднем 30 с), изучая ваше резюме перед решением, рассматривать его дальше или отложить в резерв. Удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работо­дателем или его представителем, но еще не гарантирует по­лучение работы. Ваша цель — добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично. Если внимание привлечь не удалось — значит, резюме не сработало.

Хорошее резюме — одно из самых эффективных средств поиска работы, и поэтому при его подготовке надо исходить из того, что хотят увидеть в вашем резюме потенциальные наниматели или консультанты по персоналу — личные дан­ные, основное и дополнительное образование, опыт рабо­ты и уровень квалификации, специальные навыки, а также вашу цену как специалиста в прямом и переносном смысле. Таким образом, указанные разделы могут составлять основ­ную структуру резюме, а также к этому добавить ваши цели, интересы и контактную информацию.

Чтобы повысить свои шансы на успех, при подготовке резюме надо придерживаться основных принципов.

Информативность. Постарайтесь дать в резюме как мож­но больше информации (названия компаний, занимаемых должностей, стаж работы, полученное образование и т.п.). Информацию для резюме следует тщательно отбирать и включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции или должности, на которую вы претендуете.

Краткость. Не стоит перегружать резюме деталями, фак­тами и подробностями, которые не относятся к делу. Одна­ко излишняя лаконичность также не прибавит веса резю­ме. Например, описание трудового опыта фразой: «С 1990 по 2000 год работал в коммерческих структурах», скорее всего, будет недостаточно. Хорошо спланированное резюме со сжатым и организованным текстом не должно превы­шать двух страниц (одной — для первого контакта).

Достоверность. Включая те или иные сведения о себе, позаботьтесь о том, чтобы при необходимости вы смогли подтвердить их документально или соответствующими примерами.

Рассмотрим стандартные типы резюме, которые исполь­зуются на сегодняшнем рынке труда.

Хронологическое резюме последовательно отражает опыт работы с самой актуальной информацией в начале. Указаны организации и должности, где вы работали, до­статочно подробно описаны обязанности и достижения. Такое резюме легко читается, поскольку на первом плане находятся названия компаний и должности, что позволяет легко проследить развитие вашей карьеры. Хронологиче­ский тип резюме обладает несомненным преимуществом в том случае, когда организации, в которых вам приходи­лось работать, или занимаемые должности могут произве­сти впечатление на потенциального работодателя, так как вы остаетесь работать в той же сфере бизнеса.

Функциональное резюме в первую очередь отражает навыки и достижения в работе, образовании или обще­ственной деятельности.

Основное внимание в таком резюме уделяется вашему потенциалу, а недостаток опыта и возможные промежутки в работе завуалированы. Такой тип резюме имеет преиму­щества, если вы хотите подчеркнуть способности, не ис­пользуемые в недавнем опыте работы; интересы и личные качества, необходимые для работы; сосредоточиться больше на способностях, чем на небольшом опыте работы; показать свое участие во временных или консультативных проектах и опыт деятельности в различных сферах.

Комбинированное резюме объединяет лучшие элемен­ты хронологического и функционального резюме. В нем хронологически представлены опыт работы, образование и специальные навыки, а также включены ваши достиже­ния в разных областях. Этот тип резюме является наиболее предпочтительным.

Последовательность разделов может быть произвольной и соответствовать тому, что является наиболее важным ра­ботодателю и вашим целям. Образование можно вынести в начало, если это является обязательным квалификаци­онным требованием к должности или вашим наиболее важным достижением (например, вы недавний выпускник с небольшим опытом работы). В ситуации, когда вы хотите подчеркнуть соответствующий опыт или когда требуют­ся кандидаты для работы, например, в сфере продаж или по связям с общественностью, на первый план можно вы­двинуть раздел «Опыт работы».

Информация, которую необходимо включить в резюме, должна содержать ответы на следующие вопросы:

Кто вы и как с вами можно связаться?

Что вы хотите делать?

Где вы учились?

Что можете делать и что сделали?

Чего вы достигли и как были признаны?

Дополнительная информация, которую работодатели хотят знать о вас.

Резюме состоит из следующих разделов:

Цель. Это не обязательный, но желательный раздел, краткое описание того, на получение какой должности и почему вы претендуете.

Безусловно, вопрос о том, включать или не включать этот раздел в резюме, является спорным. Если не удается четко сформулировать цель, можно ее вообще не писать или указать только конкурсную вакансию или позиции, уровень долж­ности и ожидаемой компенсации (ориентиры по оплате), которые вас интересуют. Это сэкономит время вам и потен­циальным работодателям. Например, «Претендую на управ­ленческие должности в сфере оптовых продаж бытовой тех­ники. Ожидаемый уровень оплаты...». Правда, некоторые специалисты не советуют указывать желаемый уровень опла­ты — эта информация может послужить основанием для пре­ждевременного исключения вашего резюме из рассмотрения.

Личные данные. Начните резюме с вашего имени, на­бранного прописными буквами или выделенного жирным шрифтом. В нашей стране будет вполне уместно указать фамилию, имя и отчество, возраст, дату и место рожде­ния, семейный статус и наличие детей. Гражданство имеет смысл указывать в том случае, если вы гражданин другого государства, пол — если это непонятно из вашего имени. Национальность и сведения о родителях можно вообще упустить. Укажите постоянный и временный адрес (вклю­чая почтовый индекс), хотя бы один телефонный номер и время, когда с вами можно связаться. Отметьте, какой из телефонных номеров домашний, а какой — служебный. Можно также указать адрес личной электронной почты.

Образование. В этот раздел необходимо включить ито­говую информация о вашем образовании (в хронологиче­ском порядке): даты начала, завершения времени обучения, название и местоположение учебных заведений, факуль­тет, полученную специальность и ученую степень. Можно также отметить особые академические достижения. Этот раздел можно использовать, чтобы дополнить вашу цель, выдвинув на первый план специальные навыки и знания, которые вы приобрели на важных спецкурсах. Вы можете внести в список дополнительное образование и профес­сиональные тренинги, но не обязательно называть каждый курс или семинар, который вы когда-либо посетили.

Опыт работы. Это основной раздел. Лучше составлять его в обратном хронологическом порядке (сначала ука­зывается последнее место работы). Укажите даты начала, окончания и период времени работы, название организа­ции (возможно, сферу деятельности), должности (их может быть несколько, если ваша карьера была успешной) и крат­ко опишите производственные обязанности и достижения (и поощрения, если они имеются). Уделите больше внима­ния описанию ваших обязанностей, ответственности и до­стижений, чем описанию размера и специфики организа­ции, хотя это также важно для нанимателей. Постарайтесь называть вещи своими именами и не путать обязанности с рабочими операциями, которые вы выполняли, например «отправка факсов клиентам и партнерам». Описываете на­выки и достижения, используя термины вашей профессии.

Дополнительная информация. Мы рассмотрели обяза­тельные разделы резюме, однако каждому из нас есть, что добавить к основному содержанию. Это могут быть до­полнительные разделы (необязательно все), которые несут важную информацию и выделят вас из общего конкурса: владение иностранными языками и компьютером, наличие загранпаспорта, водительских прав, специальных навыков, интересов и увлечений (только те, которые связаны прямо или косвенно с будущей работой).

В современной практике принято размещать в резюме свою фотографию, обычно в правом верхнем углу (размер 3x4 см).

Знание языков. Обязательно укажите ваш родной язык, иностранные языки и возможность их использования в ка­тегориях «профессионально», «свободно», «технический», «свободное чтение и перевод».

Работа с компьютером. Нет необходимости перечис­лять все программное обеспечение, которое вы когда-либо запускали, достаточно указать ваш уровень в категориях «профессионал... пользователь» и основные программы, которыми вы действительно владеете.

Рекомендации. В нашей стране уже начал формироваться институт официальных рекомендаций, поэтому будет впол­не уместным указать на возможность их предоставления.

Имеет смысл составить несколько различных вариантов резюме, но как минимум два варианта — короткий для рас­сылки и полный для собеседования — должны быть обяза­тельно. Для первого короткого резюме на одну страницу, которое вы будете отправлять по факсу или лично подавать в отдел персонала, этой информации будет вполне доста­точно. В полном варианте вы можете шире осветить выше­перечисленные разделы, а также включить всю остальную дополнительную информацию о себе, какую посчитаете не­обходимой: членство в профессиональных или обществен­ных организациях и клубах, воинскую службу и звание, формы допуска, состояние здоровья, публикации, патенты

и изобретения, дипломы, награды и спортивные достиже­ния, перечислить все свои зарубежные поездки, а также приложить копии всех документов и рекомендаций.

Резюме передают по почте, факсу, e-mail или при личной встрече.

Образец резюме

на должность менеджера по продажам

  Егорова Ольга Николаевна
Дата рождения: 28 апреля 1988 г. Гражданство: Россия Телефон: +7(XXX) XXX-XX-XX Эл. почта: myemail@mail.ru Семейное положение:замужем, двое детей Желаемый график работы: полный рабочий день

Цель

Соискание должности менеджера по продажам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: