double arrow

Самомаркетинг и его направления

Делая карьеру в условиях рынка труда, каждый человек выступает как создатель и продавец собственной рабочей силы. Добиться успеха можно, зная конъюнктуру рынка и его законы.

Самомаркетинг — это умение демонстрировать окружа­ющим свои лучшие качества, манеры поведения, речи и по­ступки. Человек и его возможности — это товар на рын­ке труда, поэтому важно его правильно отрекламировать. Следует расширять круг своего общения, не тратить время на пустые разговоры, а узнавать важную информацию, де­литься своей и сообщать о своих достоинствах.

Для достижения поставленных профессиональных це­лей необходимо проанализировать реальность этого с по­мощью следующих направлений:

Поиск относящейся к делу информации. Следует провести глубокий поиск всей имеющейся информации о различных профессиях и специальностях. Желательно найти профессионала, который помог бы сориентироваться в этой массе информации.

Составление реального списка выбора. Получив не­обходимую информацию о различных профессиях, пред­ставляющих для вас интерес, обнаружите, что некоторые из них можно безболезненно исключить. Например, трудно найти работу по некоторым специальностям, если вы пере­шагнули определенный возрастной предел; другие имеют чрезвычайно строгие требования, которым вы можете не со­ответствовать; по некоторым специальностям наблюдается переизбыток рабочей силы. Вам следует выбрать карьеру по профессии, имеющей перспективу, в которой вы имеете реальный шанс добиться успеха.

Приобретение необходимой квалификации и про­хождение соответствующей подготовки. Хорошая квали­фикация сможет свидетельствовать о вашей компетенции.

Приобретение соответствующего опыта. Квали­фикация должна быть подкреплена практическим опытом, если вы хотите добиться прогресса в карьере. В этом вам могут помочь специализированные курсы обучения. Неко­торые из них имеют значительную практическую направ­ленность, иногда даже с элементами «настоящей работы», другие же носят чисто теоретический характер.

Начало вашей карьеры (или новой карьеры).Здесь понадобится умение представить себя работодателю и убе­дить его, что вы подходите для выполнения конкретной работы и, собственно, понимаете то, что от вас требуется. Необходимо создать себе репутацию надежного, компетент­ного и внушающего доверие профессионала.

Термин «маркетинг» стал в последние годы очень по­пулярным, но многие понимают его смысл односторонне, фактически приравнивая маркетинг к деятельности по ре­кламе и сбыту товаров. На самом деле функции маркетинга намного шире.

Во-первых, нужно правильно определить, в каком то­варе нуждается потенциальный покупатель и где этот по­купатель находится. Если вы хотите получить престижную и высокооплачиваемую работу, вам необходимо предло­жить на рынке труда платежеспособным работодателям именно тот товар, в котором они нуждаются.

Во-вторых, даже располагая ходовым и ценным товаром, вы не сможете его продать, если не сумеете организовать его рекламу и сбыт. Нужно прежде всего предоставить ин­формацию о себе потенциальным работодателям так, что­бы с вами захотели встретиться и познакомиться поближе. На встрече с работодателем подать себя так, чтобы он захо­тел принять вас на работу, предложил достойные условия труда и оплаты. Это тоже составная часть маркетинга.

И в-третьих, приобретая товар, покупатель не должен разочаровываться в покупке. Если вы не сумеете закре­питься на полученной вами работе и добиться в ней успеха, то ваша карьера не состоится. В лучшем случае у вас не бу­дет дальнейшего роста, в худшем — вы потеряете работу.

Когда вы выступаете со своей рабочей силой на рынке труда, вы обязаны, как правило, самостоятельно осущест­влять те функции маркетинга, которые в компании осу­ществляют отдельные служащие и специалисты. Овладение методами самомаркетинга является необходимым условием успешной карьеры.

Практически каждый человек сталкивается в своей жизни с такой проблемой, как выбор карьеры. При этом каждый надеется достичь в жизни определенных успехов, покорить какие-либо вершины, стремится к совершенству и профессионализму в какой-либо области и, несомненно, получению удовлетворения от проделанной работы.

Выбор профессии — это очень важное решение, по­скольку ошибки в этом выборе могут привести к самым негативным результатам. Этот выбор зависит только лич­но от человека, так что необходимо иметь представле­ние о собственных склонностях и способностях, а также и о существующих профессиях. Чтобы обойти конкурентов на рынке труда и получить интересную работу, мало иметь непреодолимое желание ее получить — необходимо обла­дать определенными качествами и личностными характе­ристиками, специальными знаниями, хорошим образовани­ем и правильно ориентироваться в конкретной ситуации. И необходимо помнить, что главным в работе является не только заработок, но и удовольствие, получаемое от нее. Самая большая неудовлетворенность ощущается, когда ра­ботник недостаточно зарабатывает и ненавидит свою рабо­ту. Однако хороший заработок не означает удовлетворение работой или желание делать ее лучше.

Самомаркетингом необходимо заниматься грамотно и эффективно.

Рассмотрим основные этапы самомаркетинга.

Этап трудоустройства:

Через контактные аудитории. Здесь выделим несколь­ко вариантов:

а) прямая помощь при устройстве на работу — протек­ция.

Чаще всего ее оказывают близкие родственники, работа­ющие на том предприятии, куда намерен устроиться соис­катель. Как правило, помощь заключается не только в том, чтобы договориться о приеме на работу своего протеже, но и помочь пройти процедуры оформления. Родственник, хорошо зная все обстоятельства, может ходатайствовать не напрямую, а посоветовать, к кому обратиться, задейство­вать посредников. В этом случае помощь заключается в ор­ганизации встречи с лицом, принимающим решение;

б) предоставление информации о рабочем месте — реко­мендация. Не во всех случаях родственно-знакомственный наем означает прямую помощь при устройстве на работу. Достаточно часто — это предоставление информации о ва­кансиях, условиях работы, сведения о руководителях, ат­мосфере в коллективе, т.е. неформальная характеристика рабочего места в полном объеме. Основным источником информации о вакансиях являются друзья, родственники, знакомые. Это самый эффективный путь, поскольку подоб­ные сведения подробны, достоверны и эмоционально окра­шены. Обладая конкретной информацией, претендент при­ходит в отдел кадров или к руководителю подразделения, ни на кого не ссылаясь;

в) профессионально-знакомственное трудоустройство. Оно означает использование не столько личных, сколько профессиональных связей. Такой вариант характерен для высококвалифицированных работников, которые известны в профессиональной среде. Их приглашают или переманива­ют с других предприятий, предлагая более выгодные индиви­дуальные условия. Определяющее значение имеют деловые и профессиональные качества работника. Такой способ под­бора кадров в большей мере характерен для новых фирм.

Самостоятельное трудоустройство. В настоящее вре­мя самостоятельно трудоустроиться, как правило, можно только на малооплачиваемые места, не требующие высокой квалификации.

В последнее время появились относительно новые ва­рианты самостоятельного трудоустройства, один из них — участие в конкурсах. Но открытые конкурсы на замещение вакантной должности на предприятиях проводятся пока довольно редко. При этом претенденты, помимо профессио­нальных знаний, должны обладать определенным набором личностных и квалификационных признаков (например, знание иностранных языков, профессиональное владение компьютером и т.д.).

Как вариант самостоятельного трудоустройства можно выделить само занятость, организацию собственного дела.

По формальным каналам: через службу занятости, бир­жу труда и частные агентства по найму. Обращение в службу занятости многие рассматривают как крайнюю меру в слу­чае, когда все остальные способы не срабатывают.

Спрос на рынке труда существенно отличается от предло­жения. В структуре спроса преобладают две крайности: либо вакансии требуют очень высокой квалификации (ограни­ченный круг специалистов), либо предлагается невысокий уровень заработной платы. Основная же часть соискателей на первые вакансии претендовать не может, а другие, как правило, не устраивают работодателей. Недостатки данного варианта — информация об условиях работы и приема ми­нимальна, предварительный отбор не проводится, на пред­приятия направляются все, кто заинтересовался вакансией или формально может работать по данной специальности. Кроме того, люди, направляемые службой занятости, не­редко заинтересованы не в получении работы, а в приобре­тении статуса безработного, дающего право на пособие.

Частные агентства по найму достаточно быстро реагиру­ют на конъюнктуру рынка, активно привлекают клиентов. Агентства в большей степени ориентированы на подбор вы­сококвалифицированных специалистов и управленческого

персонала. Получить работу, равно как и подобрать работ­ника, здесь можно лишь заплатив приличные деньги.

4. Через стратегии занятости. Ситуация на рынке труда за последние годы коренным образом изменилась. И дело даже не в том, что стало существенно меньше рабочих мест. Скорее, практически нет вакансий с хорошей оплатой тру­да. В связи с этим определенные изменения претерпели и личные стратегии занятости:

стратегия «остаться на месте”;

стратегия поиска работы “не увольняясь с рабочего места”;

стратегия ухода в частный бизнес;

стратегия поиска работы “после увольнения”.

Второй этап самомаркетинга: доведение информации о

себе до потенциальных работодателей путем составления и отправки резюме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: