Факторы развития инновационной деятельности на предприятии

Способность организации создавать и коммерциализировать нововведения зависит, прежде всего, от ее восприимчивости к новшествам.

Восприимчивость к новшествам — это способность и заинтересованность осуществлять регулярное обновление факторов производства и выпускаемой продукции (услуг) с достаточно высокой интенсивностью.

При рассмотрении понятия восприимчивости к новшествам первоначально следует определиться как минимум с двумя моментами:

- с видами инноваций и характером разработки и внедрения новшеств в смысле централизации этого процесса;

- с типом структуры внутренней инновационной системы (типом инновационной структуры).

В рассматриваемой связи необходимо выделить следующие инновационные категории. Во-первых, это два вида инновации —дентрализованные и децентрализованные.

Централизованные инновации — это инновации, решение о внедрении которых принято на верхнем уровне управления компанией, т. е. ее руководством.

Децентрализованные инновации — это, напротив, те из них, которые разработаны и внедрены непосредственно в низовых подразделениях.

Во-вторых, соответственно данным видам может быть рассмотрено два типа структур внутренних инновационных систем: жесткая инновационная структура и мягкая инновационная структура.

Жесткая инновационная структура предполагает наличие строгой, заранее установленной системы разработки и внедрения инноваций, основанной на принятии решений высшим руководством (или соответствующими уполномоченными подразделениями) с последующим их исполнением низовыми звеньями.

Мягкая инновационная структура предоставляет значительные права низовым подразделениям в части принятия самостоятельных инновационных решений с минимальным их согласованием «наверху».

В зависимости от видов инноваций и типов инновационных структур, их сочетания складывается тот или иной уровень восприимчивости к новшествам.

Для ответа на вопрос «Чем более конкретно обусловлена восприимчивость или невосприимчивость к новшествам?» рассмотрим факторы, определяющие возможность внедрения новшеств в предпринимательской структуре.

В компании 3М (Minnesota Mining & Manufacturing) разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность[9].

Блокирующие факторы:

- недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;

- необходимость множества согласований новых идей;

- вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;

- незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;

- контроль за каждым шагом новатора;

- кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;

- передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;

- возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».

Факторы, поддерживающие новаторство:

- предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;

- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;

- поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;

- углубление взаимопонимания работников.

Факторы, усиливающие новаторство:

- поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;

- сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;

- возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;

- поощрение совмещения профессий;

- преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями;

- предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная;

- проведение регулярных совещаний рабочих групп;

- логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: