Способность организации создавать и коммерциализировать нововведения зависит, прежде всего, от ее восприимчивости к новшествам.
Восприимчивость к новшествам — это способность и заинтересованность осуществлять регулярное обновление факторов производства и выпускаемой продукции (услуг) с достаточно высокой интенсивностью.
При рассмотрении понятия восприимчивости к новшествам первоначально следует определиться как минимум с двумя моментами:
- с видами инноваций и характером разработки и внедрения новшеств в смысле централизации этого процесса;
- с типом структуры внутренней инновационной системы (типом инновационной структуры).
В рассматриваемой связи необходимо выделить следующие инновационные категории. Во-первых, это два вида инновации —дентрализованные и децентрализованные.
Централизованные инновации — это инновации, решение о внедрении которых принято на верхнем уровне управления компанией, т. е. ее руководством.
Децентрализованные инновации — это, напротив, те из них, которые разработаны и внедрены непосредственно в низовых подразделениях.
|
|
Во-вторых, соответственно данным видам может быть рассмотрено два типа структур внутренних инновационных систем: жесткая инновационная структура и мягкая инновационная структура.
Жесткая инновационная структура предполагает наличие строгой, заранее установленной системы разработки и внедрения инноваций, основанной на принятии решений высшим руководством (или соответствующими уполномоченными подразделениями) с последующим их исполнением низовыми звеньями.
Мягкая инновационная структура предоставляет значительные права низовым подразделениям в части принятия самостоятельных инновационных решений с минимальным их согласованием «наверху».
В зависимости от видов инноваций и типов инновационных структур, их сочетания складывается тот или иной уровень восприимчивости к новшествам.
Для ответа на вопрос «Чем более конкретно обусловлена восприимчивость или невосприимчивость к новшествам?» рассмотрим факторы, определяющие возможность внедрения новшеств в предпринимательской структуре.
В компании 3М (Minnesota Mining & Manufacturing) разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность[9].
Блокирующие факторы:
- недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
- необходимость множества согласований новых идей;
- вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
- незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
- контроль за каждым шагом новатора;
|
|
- кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
- передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
- возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Факторы, поддерживающие новаторство:
- предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
- поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
- углубление взаимопонимания работников.
Факторы, усиливающие новаторство:
- поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;
- сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;
- возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
- поощрение совмещения профессий;
- преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями;
- предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная;
- проведение регулярных совещаний рабочих групп;
- логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.