При изучении источников информации для формирования инновационной политики предприятия можно воспользоваться перечнем, приведенном в Форме № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Росстата от 09.06.2007 г. (№ 46). Выделяют следующие источники:
· внутренние;
· рыночные;
· институциональные;
· другие источники.
К внутренним источникам относят собственно внутренние источники организации; организации в составе группы (ассоциации (союза), холдинга, консорциума (договор простого товарищества, совместной деятельности)), в которую входит организация.
Рыночные источники представлены поставщиками оборудования, материалов, комплектующих, программных средств; конкурентами в отрасли; потребителями товаров, работ, услуг; консалтинговыми и информационными фирмами.
Институциональные источники: научные организации академического профиля, отраслевого профиля; университеты или другие высшие учебные заведения.
К другим источникам можно отнести конференции, семинары, симпозиумы; научно-техническую литературу; выставки, ярмарки и другие рекламные средства; Интернет; профессиональные ассоциации (объединения); неформальные контакты и т.п.
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существуют следующие подходы к разработке и реализации научно-технической политики (НТП) и процессу внедрения инновации на предприятии.
1. Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
2. Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан прежде всего с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика совместно с политикой маркетинга ориентируется на последующее завоевание, может быть и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс.
На практике при разработке НТП предприятия, как правило, выделяют четыре функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:
1) исследования и разработки;
2) управление качеством и сертификация;
3) создание обновленной производственной базы;
4) освоение рынка инноваций.
Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование, а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:
1) наличия в нем новых технических решений и их значимости;
2) воздействия нового продукта на рынок.
Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом [24]:
1) выявления новой потребности (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса (1/4 всех идей);
2) выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (3/4 всех идей). И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.
Важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.
Выделяют четыре степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.
1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и др.).
2. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).
3. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).
4. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.).
Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия.