double arrow

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства


Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и проч. При этом государство основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.




Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему и конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например у объявленного персоной нон грата (нежелательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного наказания – выдворения за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.



Кроме дипломатов, не подведомственных нашей юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по нашим законам, а территория посольств экстерриториальна, и там действуют лишь Законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия нашего законодательства и подлежат ответственности по нашим законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения очень серьезных правонарушений.

Для изучения данной темы студенты должны использовать следующую нормативно-правовые акты:

Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2002. № 22. Ст. 2031.



Федеральный закон «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ) (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.).

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) (с изм. и доп.).

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ) (с изм. и доп.).

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.).

Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп.).

Федеральный закон «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ) (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.).

Закон РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.).

Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

Правила пребывания иностранных граждан в СССР, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. № 212.







Сейчас читают про: