Социализация личности

Для того чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологически, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни», другую называется становлением социального «Я».

Человек — социобиологический индивид. Но характерным штрихом является то, что человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире —
в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это
не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

Личностные черты индивида долгое время приписывались исключительно наследственности. Считалось, что семья, предки и гены жестко определяют, станет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось такое количество фактов, которое вынудило пересмотреть прежние взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность не гарантирует автоматически, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключает для человека возможности стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую человек попадает после рождения.

У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта, права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба
и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление
в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс
социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную
и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, дальние и близкие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации, школы, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, печати, партий, суда и т. д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи
и родственников, употребляют термин «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он уже сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Таким образом, процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — всю остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит комфортность самочувствия человека во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собственный
образ, который включает следы образов значимых других из детства.
И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни,
в значительной мере определяется тем, какое ролевое поведение было свойственно его членам семьи.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может пройти либо процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

Итак, социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать — и начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию не по своей воле, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают
в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменений привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям
и правилам поведения взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса,
а именно взрослой, или продолженной социализацией.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается
в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни
не происходит, исключая развод и смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его процесс социализации плавен, представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности,
а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Именно с такими условиями сталкиваются попадающие в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвин Гофман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил такие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

¾ изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. д.);

¾ постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает спит;

¾ утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и переодевание в спецформу);

¾ переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

¾ замена старой обстановки на новую, обезличенную;

¾ отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев, привыкание
к новым;

¾ утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Дело в том, что воспитание и та социализация, полученные человеком в детстве, не могли подготовить его к выживанию
в подобных условиях. Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет — разрушенными окажутся основы личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: