4. Составление бюджета
5. Рассмотрение и утверждение бюджета
6. Исполнение бюджета
4. Составление бюджета
Бюджетный процесс—это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других ее участников по составлению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Основные положения по формированию бюджетов установлены Конституцией РФ.
Главным нормативным правовым актом, регулирующим порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, является Бюджетный кодекс РФ.
В соответствии с российским законодательством субъекты РФ и органы местного самоуправления на основе положений федеральных законов принимают свои нормативные акты, регламентирующие организацию формирования и исполнения бюджетов на своих территориях.
|
|
Этапы бюджетного процесса — это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
законодательные (представительные) и исполнительные органы власти,
органы денежно-кредитного регулирования,
органы государственного (муниципального) контроля.
Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления:
• рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
• осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджетов;
• формируют и определяют правовой статус органов, производящих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
• осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• осуществляют составление бюджета;
• вносят проект бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа власти (органа местного самоуправления);
• исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов власти (органов местного самоуправления);
• производят контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджета;
• осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.
|
|
Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
К органам государственного или муниципального финансового контроля относятся
Счетная палата РФ,
контрольные и финансовые органы исполнительной власти,
контрольные органы законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Бюджетными полномочиями на федеральном уровне обладают следующие участники бюджетного процесса:
Президент РФ;
Совет Федерации и Государственная Дума;
Правительство РФ;
Минфин России (орган, ответственный за составление и исполнение бюджета);
Федеральное казначейство (федеральная служба) — орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета;
органы, производящие сбор доходов бюджета;
Банк России;
Счетная палата РФ;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
другие органы, на которые законодательством РФ возложены соответствующие бюджетные, налоговые или иные полномочия.
При составлении бюджета Минфин России руководствуется основными направлениями бюджетной и налоговой политики страны на среднесрочную перспективу и очередной финансовый год. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка и уточнение прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка и уточнение сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов и других документов, разработка которых регламентируется Бюджетным кодексом РФ при формировании проектов бюджетов.
К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся:
— действующее на момент разработки показателей бюджета налоговое законодательство;
— предполагаемые объемы финансовой помощи всех видов из бюджетов вышестоящих уровней власти нижестоящим;
— объемы и виды расходов, передаваемых в планируемом году с одного уровня бюджетной системы на другой;
— нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
— объемы финансирования долгосрочных целевых программ за счет средств бюджета;
— другие сведения, материалы и расчеты, обосновывающие контингента и доли поступающих в бюджет доходов или суммы бюджетного финансирования.
Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ на основе прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и его уточненного прогноза на среднесрочную перспективу.
Этому процессу предшествует Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ.
Минфин России по поручению Правительства РФ организует непосредственную работу по формированию федерального бюджета на планируемый год.
Далее основными крупными блоками представим адресную последовательность движения показателей, расчетов, материалов, составляющих базу для формирования объемов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на очередной год.
— Минэкономразвития России при участии Минфина России, других министерств и ведомств, Федеральной службы государственной статистики, Банка России в установленный срок представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году.
• Минфин России совместно с Минэкономразвития России при участии Банка России в установленный срок после рассмотрения Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны в планируемом году разрабатывает и представляет в Правительство РФ:
|
|
• основные характеристики и данные о расходах федерального бюджета на планируемый год по показателям функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
— Минфин России после рассмотрения Правительством РФ основных характеристик и данных о расходах федерального бюджета на планируемый год по показателям функциональной классификации:
• направляет получателям средств федерального бюджета прогнозируемые на планируемый год данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам бюджетной классификации РФ.
— Федеральная служба государственной статистики:
• представляет в Минэкономразвития России, Минфин России и другие федеральные органы исполнительной власти статистическую информацию по показателям, согласованным с Минэкономразвития России и Минфином России.
— ПФР, ФОМС, ФСС, Минздравсоцразвития России представляют в Минфин России и Минэкономразвития России:
• проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год.
— Министерства, ведомства, другие структуры, формирующие и расходующие целевые бюджетные фонды, направляют в Минфин России, Минэкономразвития России прогноз формирования и расходования средств этих фондов в планируемом году и по годам на среднесрочную перспективу.
— Федеральные органы исполнительной власти:
• разрабатывают и уточняют варианты прогнозов развития отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году по основным показателям;
• производят распределение предельных объемов бюджетного финансирования на планируемый год по показателям функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.
— Банк России представляет в Минфин России соответствующую информацию, необходимую для подготовки федерального бюджета на очередной финансовый год.
— Минэкономразвития России:
• распределяет по получателям средств федерального бюджета и направлениям использования предельные объемы государственных инвестиций и представляет соответствующие материалы в Минфин России;
|
|
До середины июля года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ Минфином России и Минэкономразвития России представляются следующие материалы.
— Минфин России:
• проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год», прогноз консолидированного бюджета РФ на планируемый год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый год и среднесрочную перспективу.
11. Минэкономразвития России:
• прогноз социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, а также перечень основных социально-экономических задач, на решение которых приоритетно направлена политика Правительства РФ в планируемом году и среднесрочную перспективу;
• проект Сводного финансового баланса РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу.
Порядок формирования федерального бюджета и опорных показателей для формирования бюджетов субъектов РФ на очередной год показывает, что в течение всего периода этой сложнейшей работы осуществляются согласование и уточнение бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями федерального бюджета, на основе анализа изыскиваются способы увеличения его доходов и соответственно реструктуризации и повышения эффективности расходов.
12. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, другие государственные заказчики федеральных целевых программ в согласованные сроки:
• представляют в Минэкономразвития России прогнозы развития отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году.
Для финансирования расходов, которые не могут быть предусмотрены при составлении проекта федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предусматривается возможность образования Стабилизационного фонда, резервного фонда Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих резервных фондов органов исполнительной власти субъектов РФ.
Такова краткая схема организации работы по формированию доходов и расходов федерального бюджета, его сбалансированию, согласованию опорных показателей для формирования бюджетов субъектов РФ.
5. Рассмотрение и утверждение бюджета
После составления наступает стадия рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
Одновременно представляются все расчеты, материалы, документы (прогнозы, программы, проекты).
Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней со дня внесения направляется в Совет Федерации, в комитеты Государственной Думы для внесения предложений и замечаний, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения.
Ответственным за рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете отвечает Комитет по бюджету.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
· прогнозируемый в очередном финансовом году общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
· условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
· объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
· верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
· нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
· дефицит (профицит) федерального бюджета.
Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой:
В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету на очередной финансовый год, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:
· передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
· вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
· поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете:
1. Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации.
3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета.
Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и возвращения его на доработку в Правительство РФ, Правительство в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования.
Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете:
1. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.
2. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
· бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета.
В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.
Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.
Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.
Рассмотрение поправок по межбюджетным трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется Комитетом по бюджету.
Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.
Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете.
Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.
Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации
В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.
6. Исполнение бюджета
Исполнение бюджета — этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех регламентированных бюджетом доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Организация исполнения (собственно исполнение бюджетов) и управление бюджетными средствами возложены на органы исполнительной власти соответствующего уровня. Основные процедуры исполнения бюджетов всех уровней регламентирует Бюджетный кодекс РФ.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
— перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
— распределение доходов в соответствии с существующим законодательством по уровням бюджетов;
— возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
— учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета.
Нормами Бюджетного кодекса РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов.
Их основными этапами являются:
— составление и утверждение бюджетной росписи;
— утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
— принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
— подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
— расходование бюджетных средств (процедура финансирования).
Рассмотрим этапы санкционирования и финансирования более подробно.
Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Этот документ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения последнего. На основании бюджетных росписей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели, содержащиеся в ней, до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Эта процедура осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.
Бюджетное обязательство — это обязанность, признанная исполняющим бюджет органом совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Она возникает в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Такие лимиты утверждаются исполняющим бюджет органом на основе проектов распределения, составленных главными распорядителями бюджетных средств.
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее трех дней с момента представления платежных документов, при этом исполняющий бюджет орган совершает разрешительную надпись.
В ходе исполнения бюджета могут быть введены режимы сокращения расходов, блокировки расходов. Главные распорядители бюджетных средств имеют определенные права по перемещению бюджетных ассигнований.
В ходе исполнения бюджетов исполнительные органы власти проводят краткосрочное прогнозирование (пятидневка, месяц, квартал) поступления доходов и финансирования расходов, проводят предварительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. При этом под кассовым обслуживанием понимается учет органами Федерального казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов, в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
К главным задачам органов Федерального казначейства относятся:
• организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
3. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение последних, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетности о финансовых операциях по федеральному бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
5. управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность в объеме и по формам, утверждаемым Минфином России.
Так, ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Счетная палата РФ проводит проверку этого отчета в течение 1,5 месяца после его представления в Государственную Думу и готовит соответствующее заключение. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. По результатам его рассмотрения в Государственной Думе может быть принято решение об утверждении либо отклонении данного отчета. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждается в форме Федерального закона.
Экономический анализ бюджетных показателей
Важнейший элемент бюджетного процесса — экономический анализ бюджетных показателей (их обоснованности, структуры, динамики и других параметров).
Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса, т.е. при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы Федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус, финансовые службы хозяйствующих структур.
Значимость анализа особенно возрастает при переходе на прогнозное формирование бюджетов, отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в соответствии с принципами бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.
В зависимости от поставленных задач избирается определенная методика анализа, но можно выделить основополагающие требования, которыми необходимо руководствоваться при его проведении.
Этапы анализа можно представить так.
1. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных.
2. Затем начинается собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, стандартам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям, определяющим параметры бюджета; установление причин отклонений от уточненного бюджета на соответствующую дату; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями.
3. Далее следуют подведение итогов анализа и формулирование основных выводов. На заключительном этапе осуществляется разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа, направленных на повышение объемов доходов, увеличение их мобилизации (собираемости), целевое, полное и эффективное использование бюджетных ассигнований.
Каждый орган, осуществляющий анализ, уделяет особое внимание различным сторонам бюджетного процесса.
Например, депутатский корпус при рассмотрении бюджета приоритетно изучает соблюдение законодательства при расчете бюджетных показателей, гарантированные государством социальные нормативы по расходам, соблюдение принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, а региональных — с местными бюджетами, финансовое обеспечение установленных экономическими и социальными прогнозами темпов и пропорций развития различных отраслей хозяйства, а также целый ряд других положений и показателей.
Изыскиваются резервы пополнения доходной части бюджетов, возможности оптимизации расходов.
В ведомствах большое внимание уделяется анализу производственных показателей, определяющих объем деятельности соответствующих организаций, учреждений (сеть, штаты, контингенты), соблюдению стандартов, норм и нормативов, другим вопросам. Органы Федерального казначейства в приоритетном порядке анализируют объем мобилизации и обоснованность распределения поступающих доходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств; своевременность прохождения доходов и расходов по счетам; и т.д.
Материалы экономического анализа показателей при формировании и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной записки к прогнозу, проекту или аналитические записки к отчету об исполнении бюджета. Вместе с тем этот документ является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа или ведомства, так как свидетельствует об обоснованности прогнозных или плановых показателей, мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению финансовой и бюджетной дисциплины. Таким образом, экономический анализ является неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях прохождения бюджетных показателей.