Средства обучения

Знания, умения и навыки формируются с помощью специальных дидактических средств. Можно выделить три основные группы:

1) вербальные средства (учебники, учебно-методическая литература, словари, дидактические материалы и т.п.);

2) учебно-наглядные пособия (натуральные, изобразительные, знаковые – схемы, таблицы и т.п.);

3) технические средства обучения (ТСО);

Первые две группы традиционно более широко рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Вопрос же о психологических ресурсах третьей группы (ТСО) изучен значительно меньше. Поэтому остановимся на нем подробнее.

ТСО – технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение.

По выполняемым педагогическим функциям ТСО делятся на три группы:

1) технические средства информации (аудиовизуальные);

2) тренажеры (и имитаторы);

3) технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие).

Технические средства информации (аудиовизуальные) широко используются для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием студентов, экономят время. Аудиовизуальные средства эффективны при рассмотрении отдельных фаз и этапов протекания явлений и процессов, при изучении конструктивных особенностей объектов и т.д.

Использование аудиовизуальных средств позволяет учащимся и студентам воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебном заведении иным путем усвоить невозможно. Являясь основой чувственного восприятия, такие средства помогают в познании, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.

Тренажеры применяются для практического обучения, причем они создаются для формирования умений сравнительно узкого назначения: выполнять последовательность сборки, ориентироваться в работе оборудования как в оптимальном, так и в нарушенном режиме и т.д.

Технические средства программированного обучения и контроля знаний:

1) компьютерные обучающие программы, включающие электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы:

2) обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

3) интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

4) распределенные базы данных по отраслям знаний;

5) средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, обмена данными и т.д.;

6) электронные библиотеки.

Одно из основных требований, без которого невозможно правильное использование ТСО в учебном процессе, - это знание преподавателем их психолого-педагогических возможностей.

Педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации до 65%.

ТСО могут применяться в различных формах организации учебного процесса: на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Традиционно они чаще используются в двух последних формах.

Исследования, в которых изучалась эффективность применения ТСО на лекциях, позволили установить ориентировочные нормативы в дозировке информации, передаваемой с помощью ТСО. В этих исследованиях было обнаружено, что применение таких средств на лекциях дает положительный эффект в случае, если оно в среднем не превышает 30-40% общего лекционного времени. Видеоряд не должен составлять более 20% от общего времени лекции. Превышение этого предела превращает лекцию с кинопоказ, вызывает неудовлетворенность у студентов чрезмерной насыщенностью видеопроекций, снижает полноценность решения учебных задач.

Приведем основные области использования в образовании информационно-компьютерных технологий:

1) управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).;

2) информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации и компьютерной техники, программному обеспечению; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учащихся);

3) компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным и наиболее интенсивно развивающимся.

В настоящее время проблема целесообразности применения компьютерной техники в обучении требует изучения возрастных, индивидуальных и социально- психологических аспектов. В ближайшее время предстоит ответить на следующие вопросы: какие технические устройства, какие типы компьютеров целесообразно использовать в разные периоды онтогенеза и в определенных формах обучения.

Можно назвать главные плюсы компьютеризации:

1. 1.Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей, и для учащихся (студентов) осуществлять оперативный доступ к различной информации, ее накопление, тиражирование.

2. Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашний заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.

3. 3.С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активной участие в обучении людей, доступ которых к образованию ограничен (например, инвалидов).

4. Повышаются возможности индивидуализации обучения -за счет подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний по отношению к конкретному учащемуся.

5. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.

Специалисты выделяют следующие основные проблемы компьютеризации образования:

1. Педагоги встречаются с нежелательным использованием доступности информации. Например, ученик вместо самостоятельного написания реферата находит готовую работу в Интернете или на компакт-диске. Обучающий эффект от этого оказывается нулевым, а воспитательный – отрицательным.

2. Компьютер используется не только в учебных целях, но и может привести к компьютерной зависимости (компьютерные игры в Интернет-зависимость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: