Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:
· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
· среда системы, освоенная субъектом;
· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.[5]
Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности
Содержание | Методика | методика | |||||
Технология творческого развивающего обучения (И. П. Волков) | 1.Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей. 2.Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. 3. Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный. | 1. Компьютерный подход к обучению. 2. Преобладающие методы- творческие. 3. Блочно-параллельная структура учебного материала. 4. Организационная форма- клубная, групповая, индивидуальная | |||||
Школа-парк (М. А. Балабан) | 1.Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу. 2. Характер содержания: обучающий+воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный, гуманистический. | 1. Основной метод обучения- диалог, речевое общение партнеров. 2. Система обучения- возрастные вертикали. 3. Организационная форма- индивидуальная. 4. Категории обучаемых-любые категории. 5. Наличие возрастных вертикалей. | |||||
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) | 1. Ориентация на саморазвитие. 2. Характер содержания: обучающий+воспитательный, светский, общеобразовательный, гуманистический, политехнология. 3. Трудовая подготовка. 4. Развитие органов чувств. | 1. Организационная форма-классно-урочная+альтернативная, академическая+клубная, индивидуальная+групповая. 2. Преобладающие методы- развивающие+ саморазвивающие. 3. Основная форма обучения- «погружения». | |||||
Технология воспитания общественного творчества (И.П. Иванов) | 1. Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный. 2. Воспитание общественно творческой личности. 3. Коллективная деятельность- средство создания мощного творческого поля. | 1. Преобладающие методы- творческие 2. Организационная форма- коллективная. 3. Преобладающие средства- знаковые + действенно- практические. | |||||
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) | 1.Ориентация на самопознание и саморазвитие индивидуальности при партнерстве с учителем. 2.Характер содержания: обучение+воспитание, религиозный, общеобразовательный, гуманистический. | 1. Преобладающие методы- игра, диалог, творчество. 2. Преобладающие средства: вербальные, наглядные, практические. 3. Организационные формы: альтернативные, клуб+академия, индивидуальные+групповые, дифференциация. | |||||
Технология свободного труда (С. Френе) | 1.Всестороннее воспитание с акцентом на способы умственных действий и действенно- практическую сферу личности. 2. Забота о здоровье ребенка. 3.Характер содержания: воспитывающий+ обучающий, светский, гуманистический, общеобразовательный. | 1. Преобладающие методы- проблемные, саморазвития. 2. Организационная форма- альтернативная. 3. Преобладающие средства: практические, наглядные. 4.Категория обучаемых- массовая. | |||||
Технология мастерских | 1. Главная задача-передача способов работы, а не знаний. 2. Ориентация на самоуправляющие механизмы личности. 3. Характер содержания: проникающий, приспосабливающийся. 4. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства ученика. | 1. Преобладающие методы- проблемно-поисковые, диалогические. 2. Организационная форма- альтернативная. 3. Категория обучаемых- продвинутого образования. 4. Преобладающие средства: практические, наглядные. | |||||