Воспитательные системы: отечественный и зарубежный опыт

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.[5]

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности

 
     
Содержание Методика методика
  Технология творческого развивающего обучения (И. П. Волков) 1.Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей. 2.Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. 3. Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный. 1. Компьютерный подход к обучению. 2. Преобладающие методы- творческие. 3. Блочно-параллельная структура учебного материала. 4. Организационная форма- клубная, групповая, индивидуальная  
  Школа-парк (М. А. Балабан) 1.Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу. 2. Характер содержания: обучающий+воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный, гуманистический. 1. Основной метод обучения- диалог, речевое общение партнеров. 2. Система обучения- возрастные вертикали. 3. Организационная форма- индивидуальная. 4. Категории обучаемых-любые категории. 5. Наличие возрастных вертикалей.  
  Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 1. Ориентация на саморазвитие. 2. Характер содержания: обучающий+воспитательный, светский, общеобразовательный, гуманистический, политехнология. 3. Трудовая подготовка. 4. Развитие органов чувств. 1. Организационная форма-классно-урочная+альтернативная, академическая+клубная, индивидуальная+групповая. 2. Преобладающие методы- развивающие+ саморазвивающие. 3. Основная форма обучения- «погружения».  
  Технология воспитания общественного творчества (И.П. Иванов) 1. Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, общеобразовательный+ профессиональный. 2. Воспитание общественно творческой личности. 3. Коллективная деятельность- средство создания мощного творческого поля. 1. Преобладающие методы- творческие 2. Организационная форма- коллективная. 3. Преобладающие средства- знаковые + действенно- практические.  
  Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 1.Ориентация на самопознание и саморазвитие индивидуальности при партнерстве с учителем. 2.Характер содержания: обучение+воспитание, религиозный, общеобразовательный, гуманистический. 1. Преобладающие методы- игра, диалог, творчество. 2. Преобладающие средства: вербальные, наглядные, практические. 3. Организационные формы: альтернативные, клуб+академия, индивидуальные+групповые, дифференциация.  
  Технология свободного труда (С. Френе) 1.Всестороннее воспитание с акцентом на способы умственных действий и действенно- практическую сферу личности. 2. Забота о здоровье ребенка. 3.Характер содержания: воспитывающий+ обучающий, светский, гуманистический, общеобразовательный. 1. Преобладающие методы- проблемные, саморазвития. 2. Организационная форма- альтернативная. 3. Преобладающие средства: практические, наглядные. 4.Категория обучаемых- массовая.  
  Технология мастерских 1. Главная задача-передача способов работы, а не знаний. 2. Ориентация на самоуправляющие механизмы личности. 3. Характер содержания: проникающий, приспосабливающийся. 4. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства ученика. 1. Преобладающие методы- проблемно-поисковые, диалогические. 2. Организационная форма- альтернативная. 3. Категория обучаемых- продвинутого образования. 4. Преобладающие средства: практические, наглядные.  
     
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: