Экскурсия как форма обучения, требования предъявляемые к ней

Экскурсии — как форма организации учебного процесса широко используется во всех классах на различных учебных предметах.Особенностью экскурсии является то, что при ее организации в наибольшей мере используются наглядные и практические методы обучения. Она предусматривает организацию занятий в естественных условиях (в природе, на предприятии, на месте исторических событий, в музее, на выставке ит.д.).Различают экскурсии тематические, которые проводятся по определенной теме или разделу программы той или иной учебной дисциплины и комплексные.Последние организуются по нескольким учебным дисциплинам одновременно двумя тремя преподавателями.По времени изучения материала экскурсии делятся на предваряющие, когда они проводятся до изучения материала и носят вводный характер. Такие экскурсии носят собирательную направленность и материал (и знания) полученный в ходе таких экскурсий широко используется при изучении темы на последующих занятиях.Сопутствующие экскурсии, когда тема полностью изучается в ходе экскурсии.Последующие экскурсии, которые проводятся после изучения темы с целью закрепления и углубления материала.Во всех случаях проведения экскурсии (в природе, на предприятии) учитель должен обеспечить осознание учащимся изучаемых закономерностей (физических, химических, биологических и т.д.).Для того чтобы экскурсия прошла успешно, она должна быть тщательно подготовлена.Прежде всего, учителю необходимо ясно определить цель экскурсии и ее место в изучении данной темы или раздела программы.В соответствии с этим выбираются объекты экскурсии.С ними учителю следует заранее хорошо ознакомится, наметить маршрут экскурсии, договориться с теми специалистами, которые будут экскурсоводами (если сам учитель не может руководить экскурсией), не меньшее значение имеет и подготовка учащихся. Им должны быть ясны цели и планы экскурсии.Необходимо разработать задания по наблюдению и рассказать учащимся о способах фиксации наблюдаемых объектов, явлений.Провести инструктаж по технике безопасности.

30. Методика преподавания биологии как педагогическая наука.

В отличие от биологии, методика изучает не закономерности развития органического мира, а закономерности педагогического процесса обучения, поэтому и предметом ее изучения является процесс обучения учащихся биологии. При этом изучению подлежат все стороны процесса обучения: содержание, преподавание учителя, учение учащихся, результаты обучения, притом применительно к различным возрастным группам.

Как один из разделов педагогической науки методика относится к общественным наукам, а не к естественным, к которым относится биология. Методика уже давно выделилась из педагогики и ее части -дидактики (наука о теории образования и обучения) в самостоятельную науку. В этой связи о методике преподавания биологии как об

учебном предмете надо знать, что: 1) это общественная наука; 2) самостоятельная наука, отпочковавшаяся от педагогики и дидактики; 3) это наука о процессе обучения, о всех его сторонах.

Специфика методики преподавания биологии обусловлена тем, что биология изучает конкретные объекты (растения, животные, бактерии, человек), сложные явления живой природы (фотосинтез, дыхание, питание, размножение и др.), уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты). Специфика указывает на то, что методика должна быть предметной, содержательной, конкретной.

Структура методики преподавания биологии разделяется на общую и частные, или специализированные методики: природоведения, растений, животных, человека и его здоровья и общей биологии. Общая методика преподавания биологии, лекции по которой предложены студентам, рассматривает вопросы преподавания всех биологических разделов, она тесно связана со всеми частными биологическими методиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: