double arrow

Формирование санитарно-гигиенического воспитания валеологической культуры школьников на уроках биологии

При осуществлении санитарно-гигиенического воспитания необходимо сформировать научные обоснования гигиеническим нормам поведения, укрепить сознательное отношение учащихся к самособлюдению гигиены в повседневной жизни, учитывая при этом уже сложившийся опыт учащихся, так как гигиеническое воспитание начинается с дошкольного возраста. Исходя из этой задачи, учителю необходимо выделить систему санитарно-гигиенических и медицинских понятий, определить, на каких уроках их необходимо сформировать, подобрать соответствующие методы и средства обучения и так организовать работу с понятиями, чтобы сформировать у школьников убеждения в необходимости выполнения гигиенических требований.

В ходе санитарно-гигиенического воспитания необходимо вести непримиримую борьбу с вредными привычками школьников: курением, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Работа эта непростая и должна проводится в системе, так как разовые мероприятия не дадут желаемого эффекта. В противоникотиновой и противоалкогольной пропаганде очень важно опираться на тот фактологический научный материал содержания раздела, который поможет показать учащимся в полной мере влияние вредных привычек человека на состояние его здоровья. Физиологическая грамотность ученика делает его стойким в отношении вредных для здоровья наклонностям. Исследованиями ученых-методистов (Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М.: Просвещение 1984г.) установлены следующие характерные основы формирования санитарно-гигиенических навыков у школьников:

1. Правильная оценка учащимися своего жизненного опыта с точки зрения требований гигиены и физиологическое обоснование гигиенических правил способствуют выработке у учащихся сознательного отношения к их выполнению.

2. Глубокое понимание полезности гигиены для здоровья приводит к соответствующей перестройке отношения к своему здоровью и гигиенически правильной организации жизни.

3. Существенное влияние на закрепление гигиенических навыков оказывает понимание вреда, который наносится здоровью, если правила гигиены не соблюдаются. В таких случаях учащиеся становятся особенно точными в соблюдении гигиенических требований.

4. Положительные результаты соблюдения гигиенических правил тоже являются стимулом для дальнейшего их выполнения.

5. Формирование санитарно-гигиенических навыков тесно связано с самовоспитанием. Добиваясь закрепления гигиенических привычек, учащиеся воспитывают свои волевые качества.

Таким образом, анатомо-физиологические знания позволяют учащимся влиять на состояние своего здоровья, правильно оценивать свой опыт, осознавать необходимость выполнения гигиенических требований.

49. Образовательные задачи предмета биологии.

Образовательные задачи включают в себя формирование системы биологических знаний, определенных программой данного школьного курса, специальных и общеучебных умений. К специальным относятся умения, направленные на работу с объектами природы или их изображениями: умения вести наблюдения в природе, уголке живой природы, проводить простейшие опыты с объектами живой природы, пользоваться изобразительными средствами наглядности, ухаживать за растениями и животными, готовить микропрепараты, пользоваться оптическими приборами и лабораторным оборудованием, определять вид растения и животного и т. п. К общеучебным – умения пользоваться доской, тетрадью, работать с учебником, экранными пособиями, табличным материалом и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: