Дайте характеристику внеурочной работы по биологии

Внеурочная работа является составной частью процесса обучения биологии. Содержательно она связана с программными требованиями, а значит и уроками.

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса биологии наблюдений, лабораторных и практических работ, а также летних заданий.

Признаками внеурочной деятельности являются:

1. Непосредственная связь заданий с программным материалом;

2. Обязательное участие школьников в работе над заданиями;

3. Использование полученных результатов на последующих уроках;

4. Оценка работы школьника.

Значение внеурочной работы по биологии:

• Расширяют рамки изучения предмета, формируют познавательный интерес;

• Способствуют развитию самостоятельности как качества личности;

• Формируют исследовательские умения учащихся, содействуют развитию практических умений, предусмотренных программой;

• Способствуют применению теоретических знаний на практике.

52.Требования к современному учителю биологии.

Требования, предъявляемые к уроку биологии, можно условно разделить на 4 группы:

1. Организационно-мотивационные.

2. Общедидактические.

3. Методические.

4. Технические.

1.Организационно-мотивационные

1) Урок должен быть идейным, научным, целенаправленным, познавательным, развивающим, воспитывающим, побуждающе-мотивационным;

2) Урок должен активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, направленную на добывание знаний.

2. Общедидактические

1) Подготовке к урокам должно предшествовать целенаправленное и непрерывное самообразование учителя, начиная со студенческой скамьи и всю жизнь, иметь свою библиотеку.

2) Подготовку к каждому конкретному уроку надо начинать с определения его роли и места в системе работы над учебной темой (вводные, основные, заключительные).

3) К каждому уроку предусматривается ряд четко сформированных и реально выполнимых образовательных, воспитательных развивающих, побуждающе-мотавационных задач. Эти 4 задачи должны решаться не последовательно друг за другом, а параллельно, комплексно, во взаимосвязи и подчинением ей всех остальных задач. Их эффективному решению способствует мотивация (заинтересованность) обучения школьников.

3.Методические требования

1) Изучение определенной группы растений и животных следует проводить по схеме «от единичного - через особенное - ко всеобщему». Это значит, что начинать надо с подробного изучения наиболее типичного и широко распространенного в данной местности представителя. Затем путем сравнения выясняют самые характерные особенности других представителей этой группы и переходят к составлению общей характеристики.

2) При изучении любого живого организма выявляют характер его приспособления к условиям окружающей среды, показывают, что организм и среда влияют друг на друга.

3) Изучение любого органа проводить надо во взаимосвязи с выполняемой им функцией. При этом морфологический и анатомический материал помогает формированию физиологических, экологических и эволюционных понятий.

4.Требования к технике проведения урока

1. Урок должен быть эмоциональным, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока учащиеся должны работать активно.

7. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

8. Обеспечить систематический и разнообразный контроль и учет знаний учащихся.

9. Связывать данный урок с предыдущими и последующими уроками.

53 Применение дифференцированного (уровневого) подхода в обучении биологии.

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.

Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”). Различают понятия “внутренней” и “внешней” дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам

Поэтому использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках биологии необходимо по ряду причин:

различие интересов учащихся;

различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;

различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления, характера, темперамента;

преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;

фронтальные формы обучения;

низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

низкий уровень мотивации учения.

Какие цели ставит перед собой дифференцированный подход в преподавании биологии?

использование технологии разноуровневого обучения;

обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;

обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?

-обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;

-выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;

-выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;

-разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: