Сложная трехчастная с чертами других форм

Черты простой трехчастной имеют формы, названные выше: проме­жуточная между простой и сложной трехчастной, сложная трехчастная с формой периода в средней части.

Очертания концентрической формы принимают те промежуточные между простой и сложной трехчастной, в которых средняя часть — трехчастна, с общим планом А | ВСВ | А. В таком случае их целиком от­носят к концентрическим формам. Те же очертания обретает сложная трехчастная с тремя трио, расположенными зеркально симметрично (СВС), как во II ч. 3 симфонии Брукнера или в части Ib Скрипичного концерта Берга.

Черты рондо обнаруживаются в сложной трехчастной в разных ас­пектах. Во-первых, некоторые формы допускают двоякое толкование, как например, II ч. Adagio cantabile As-dur из 8 сонаты для ф.-п Бетхо­вена: как сложная трехчастная с сокращенной репризой — А В А | С | А и как 5-часгное рондо — А | В | A | С | А. Во-вторых, форма рондо может складываться при двух и трех трио, чередующихся с основной частью по схеме ABACA(DA): в Серенадах и Дивертисментах Моцарта, почти во всех Скерцо из симфоний, квартетов, сонат Шумана (в медленной части c-moll из Фортепианного квинтета Es-dur Шумана — три Трио, В, С, В1). В-третьих, вступление к сложной трехчастной форме может стать рефреном композиции — как в медленной части 2 квартета Чайковско­го, во II ч. «Шехеразады» Римского-Корсакова; форма определяется как сложная трехчастная с добавленным рефреном.

Черты сонатности проникают в сложную трехчастную благодаря соответствующему преобразованию темы средней части в коде — А | В | AB1 (Кода), как во II ч. 4 сонаты для ф.-п. Бетховена, где тема эпизода As-dur в коде транспонируется в главную тональность C-dur. Благоприятные условия для сонатности создает двойная сложная трех­частная с транспозицией темы средней части в главную или одноимен­ную тональность: упомянутая II ч. a-moll Симфонии Шуберта C-dur (транспозиция Трио F-dur в A-dur), Экспромт c-moll Шуберта.

Благодаря принципу контрастности сложная трехчастная форма коор­динирует также и с сюитой. Так, в танцевальных пьесах Шопена (вальсах, мазурках) наращивание тем в среднем разделе приводит к подобию сюиты, замкнутой повтором. Пример — Большой блестящий вальс As-dur Шопена, где сложная трехчастная форма имеет черты такой сюиты:

А В С d A Кода
a b a b с d с e f e d a b a  
Es-dur Des-dur Des-dur Ges-dur Es-dur  

РОНДО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: