А) Л. Бетховен. 4 соната для ф-н., II ч

Во II ч. Lento b-moll из 5 симфонии Мясковского по отношению к главной теме — как бы сказочно завороженной колыбельной — эпизод контрастирует все нарастающей активностью, ростом энергии голосов (con agitazione в ц.37), наконец, мощной кульминацией tutti приподня­того характера (molto elevato в ц.40), расположенной в зоне золотого се­чения всей медленной части. Тематически эпизод наделен трехчаст­ностью: В — tenebroso, С — con agitazione, В1 — a tempo, вариация темы, В2 — molto elevato, трансформация темы, начало кульминационной зоны (от вершины-кульминации в ц.42 идет связка, с быстрым спадом перед репризой). Но тонально он не объединен, неустойчив: В — d-moll, В1 — b-moll, В2 Des-dur.

Примером средней части сложной трехчастной формы, где смешиваются признаки трио и эпизода, может быть Прелюдия g-moll Рахмани­нова, структура которой — неэкспозиционный период повторного строения из двух предложений, с опорой на неустойчивую гармонию D. Третья часть, реприза сложной трехчастной формы, имеет смысл ут­верждения первоначальной музыкальной мысли и архитектонического, как бы зримо симметричного уравновешивания музыкальной компози­ции. В связи с этим для нее обязательно возвращение первой темы и восстановление главной тональности. Однако структурные варианты репризы очень разнообразны, характерной классической чертой является абсолютно точная реприза — da capo: не только в менуэтах из симфоний Гайдна и Моцарта, но даже на позднем этапе классической симфонии — в 8 и 9 симфониях Бетховена. В качестве неоклассического элемента реприза da capo без выписки текста употреблялась Регером — во всех средних быстрых частях 3-х сюит для альта соло ор. 131 d, в Скерцо из 3 сюиты для виолончели соло ор. 131 с. В условиях медленного темпа характерна также и варьированная реприза: Рахманинов. Баркарола g-moll. Вместе с тем, по законам психологии восприятия, уже известное слушателю требует меньшего времени для осознания, благодаря чему в репризе сложной трехчастной формы действует тенденция к ее сокра­щению. У венских классиков, в частности, в менуэтах и скерцо Бетхове­на, отбрасываются знаки повторения разделов внутри формы. Делается композиционный эллипсис — пропуск какого-либо раздела: начального

(Шуман, «Крейслериана», №5 g-moll), серединного (Бетховен, 6 симфо­ния, «Сборище поселян»), местной репризы (Чайковский, Andante can­tabile из I квартета). Закономерным поэтому становится и оставление в репризе сложной формы одного лишь периода (Шопен, Полонез c-moll, ряд мазурок). Репризный период с трансформацией темы и чертами ко­ды имеется в Прелюдии h-moll ор.34 №6 Шостаковича, с гротескным изображением игры духового оркестра: вступление — 6 т., «духовой марш», простая двухчастная форма — 16 + 11 т., трио с певучим «соло» — 16 т., реприза-кульминация-кода с неистовым «плясом» «оркестра» — 9 т.

Однако реприза может быть и областью интенсивного развития, с включением нового тематического материала (Берг, раздел Ib, Allegretto из Скрипичного концерта, с добавлением пасторального фрагмента на народной каринтийской теме и грозных фанфар медных). Существует и синтетическая реприза сложной формы, объединяющая темы крайних и средней частей: Слонимский, «Лесная сцена», «Ковка крыльев» из ба­лета «Икар». Тональное смещение всей репризы на полутон применил Прокофьев в Менуэте из «Ромео»: B-dur — H-dur.

Кода оказывается весьма необходимым обобщением, приведением к эстетическому единству контрастно построенной сложной трехчаст­ной формы. Отсутствие коды во многих классических менуэтах и скерцо (III ч. цикла) создает эффект некоторой незавершенности перед наступ­лением финала. Обобщение в коде осуществляется или на теме А или на теме В, или синтетически, на соединении тем А В (Бетховен, II ч. 4 сонаты для ф.-п., Чайковский, Andante cantabile из I квартета). В условиях музыкальной сцены в коду может вводиться контрастная новая тема: Бизе, Увертюра к «Кармен». Свойственная коде фрагментарность тем иногда используется для создания эффекта пространственного уда­ления: Чайковский, II ч. Andante marziale Es-dur из 2 симфонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: