Сложная трехчастная форма с повторением частей. Двойная сложная трехчастная форма

Сложная трехчастная форма, подобно простой, допускает повторение ее составных частей: А В А В А (ВА). Общее количество частей в таком случае достигает пяти (скерцо из 4 и 7 симфоний Бетховена) или семи (Глинка, Марш Черномора из «Руслана и Людмилы», благодаря долгому танцевальному шествию на сцене). Но эти повторы не видоизменяют типа формы — сложной трехчастной.

Двойная сложная трехчастная, со схемой АВА1В1А2, как и любая дру­гая двойная форма, образуется благодаря существенным изменениям при повторениях частей: тональная транспозиция, фактурная трансфор­мация, структурная модификация. У композиторов, тяготеющих к ши­рокому мелодическому развертыванию материала, как Шуберт, Малер, такая форма становится поистине крупной, психологически насыщен­ной композицией. Примеры — II ч. из Симфонии C-dur Шуберта, III ч. из 6 симфонии Малера. 88

II ч. Andante con moto a-moll из Симфонии C-dur Шуберта насыще­на яркими темами и наделена сложными соотношениями между ними: в крупной части А, в простой двойной трехчастной форме, есть тема до­полнения к периоду, служащая основой для темы части В, а в конце части В вспыхивает еще одна лирическая тема. Благодаря транспозиции средней части из F-dur в A-dur возникает дополнительное сонатное соотношение (В и В1):

А В А1 В1 А2 (реприза-кода)
дв. 3ч. ф. период и Св. дв. 3ч. с разр. период и Св. период с доп. и закл.
a-moll F-dur a-moll A-dur a-moll

III ч. Andante moderato Es-dur из 6 симфонии Малера — огромная лирическая медитация перед трагическим финалом. Общее строение композиции таково:

А В А1 Св. В1 А2
т.1 ц.51 ц.55 ц.56 ц.57 2 т. до ц.60
Es-dur e-moll Es-dur C-dur A-dur H-dur — Es-dur

Вся часть — длительный связный полимелодический поток произ­водных друг от друга микроэлементов. Раздел А имеет в свою очередь следующую схему строения простой трехчастной формы:

Период Доп.1 Серед. Репризный период Доп.1 Доп.2
т.1 ц.46 ц.47 ц.48 ц.49 ц.50
Es-dur g-moll Es-dur

Тонкая связь мотивов периода, дополнений и середины такова:

А) Г. Малер. 6 симфония, III ч.

Первая средняя часть В — эпизод e-moll — E-dur — подхватывает темы и мотивы местной середины А, с добавлением новых элементов — с широким мелодическим раскачиванием (e) и героическими фан­фарами (f):

А) Г. Малер. 6 симфония, III ч

Первая реприза сложной трехчастной формы сокращена до периода с Доп.1, сменяется Св. к В1 на мотивах b, d с добавлением нового эле­мента — g:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: