Сложная трехчастная форма, подобно простой, допускает повторение ее составных частей: А В А В А (ВА). Общее количество частей в таком случае достигает пяти (скерцо из 4 и 7 симфоний Бетховена) или семи (Глинка, Марш Черномора из «Руслана и Людмилы», благодаря долгому танцевальному шествию на сцене). Но эти повторы не видоизменяют типа формы — сложной трехчастной.
Двойная сложная трехчастная, со схемой АВА1В1А2, как и любая другая двойная форма, образуется благодаря существенным изменениям при повторениях частей: тональная транспозиция, фактурная трансформация, структурная модификация. У композиторов, тяготеющих к широкому мелодическому развертыванию материала, как Шуберт, Малер, такая форма становится поистине крупной, психологически насыщенной композицией. Примеры — II ч. из Симфонии C-dur Шуберта, III ч. из 6 симфонии Малера. 88
II ч. Andante con moto a-moll из Симфонии C-dur Шуберта насыщена яркими темами и наделена сложными соотношениями между ними: в крупной части А, в простой двойной трехчастной форме, есть тема дополнения к периоду, служащая основой для темы части В, а в конце части В вспыхивает еще одна лирическая тема. Благодаря транспозиции средней части из F-dur в A-dur возникает дополнительное сонатное соотношение (В и В1):
|
|
А | В | А1 | В1 | А2 (реприза-кода) |
дв. 3ч. ф. | период и Св. | дв. 3ч. с разр. | период и Св. | период с доп. и закл. |
a-moll | F-dur | a-moll | A-dur | a-moll |
III ч. Andante moderato Es-dur из 6 симфонии Малера — огромная лирическая медитация перед трагическим финалом. Общее строение композиции таково:
А | В | А1 | Св. | В1 | А2 |
т.1 | ц.51 | ц.55 | ц.56 | ц.57 | 2 т. до ц.60 |
Es-dur | e-moll | Es-dur | C-dur | A-dur | H-dur — Es-dur |
Вся часть — длительный связный полимелодический поток производных друг от друга микроэлементов. Раздел А имеет в свою очередь следующую схему строения простой трехчастной формы:
Период | Доп.1 | Серед. | Репризный период | Доп.1 | Доп.2 |
т.1 | ц.46 | ц.47 | ц.48 | ц.49 | ц.50 |
Es-dur | g-moll | Es-dur |
Тонкая связь мотивов периода, дополнений и середины такова:
А) Г. Малер. 6 симфония, III ч.
Первая средняя часть В — эпизод e-moll — E-dur — подхватывает темы и мотивы местной середины А, с добавлением новых элементов — с широким мелодическим раскачиванием (e) и героическими фанфарами (f):
А) Г. Малер. 6 симфония, III ч
Первая реприза сложной трехчастной формы сокращена до периода с Доп.1, сменяется Св. к В1 на мотивах b, d с добавлением нового элемента — g: