Зарубежные модели взаимодействия НКО и органов власти

На сегодняшний день количество некоммерческие организаций в западных странах дает основания говорить о выделении целого сектора, в котором функционируют НКО, так называемого «некоммерческого сектора», который известный американский исследователь Питер Фрамкин в области НКО даже называет «третьим» сектором экономики[22], тем самым подчеркивая высокую роль некоммерческих организаций в национальной экономике развитых государств. Вместе с ростом числа организаций, разрастанием сферы НКО из некоторого сообщества в целый сектор, у органов власти появилась потребность в поиске моделей для взаимодействия с представителями некоммерческого сектора.

Некоммерческие организации возникают при решении, так сказать, вопросов сообщества, или социальных вопросов. Такими вопросами являются образование, социальная защита, здравоохранение, то есть те области, ответственность в которых лежит на государстве. Именно этот сегмент, который имеет большое значение не только для конкретных отраслей экономики, но и для каждого гражданина, является наиболее проблемным, с точки зрения эффективности и удовлетворенности потребителя, считает Колин Кларк.

По мнению Даниэла Бэлла[23], в условиях повышающегося уровня образования населения развитых экономик доля некоммерческого сектора, как одного из наиболее привлекательных для образованных работников, будет неуклонно расти, так же как в развитых экономиках в целом растет доля сферы услуг.

В западных государствах некоммерческий сектор на сегодняшний день представляет огромное значение не только для социальной сферы, но и для экономики, а значит, у государства должны быть определенные модели взаимодействия с ним. С нашей точки зрения, можно выделить три модели взаимодействия некоммерческого сектора и органов власти в западных странах:

· Европейская (континентальная) модель, которая предполагает государственную поддержка тем НКО, которые, как считается, занимаются полезной для общества деятельностью. Им оказывается материальная поддержка в виде различных грантов, субсидий. Кроме того, для НКО, как социально важных, так и других, предусмотрены налоговые льготы и законодательные гарантии их деятельности. Тем не менее, «прямые» формы поддержки – такие как гранты и субсидии, являются наиболее предпочтительными для органов власти европейских государств, которые активно помогают НКО.

· Американская модель характеризуется тем, что фактически не использует «прямых» форм поддержки «НКО», ограничиваясь лишь «косвенными», то есть налоговыми льготами и предоставлением права НКО на всех уровнях участвовать в государственном заказе.

· Британская модель – это наиболее гибкая модель синтез европейской и американской моделей. Она подразумевает как «прямые», так и «косвенные» меры поддержки некоммерческого сектора в зависимости от того, какие показатели занятости и благотворительности имеют место в тот или иной промежуток времени.

Модель взаимодействия НКО и органов государственной власти в том виде, в котором она имеет место в США, является, с нашей точки зрения, эталонной, поэтому она является примером для других развитых стран. Не случайно в Великобритании, которая с 2008 г. переживает период реформирования некоммерческого сектора, совершает переход от континентальной модели взаимодействия НКО и органов власти к противоположной – американской, при которой зависимость НКО от прямой государственной помощи минимальна.

Рассмотрев зарубежные модели взаимодействия НКО и органов власти, несложно прийти к выводу, что американская модель, в отличие, например, от европейской, может быть применена далеко не во всякой стране, а лишь там, где имеет место сильный некоммерческий сектор, участники которого способны самостоятельно искать источники финансирования проектов, а также готовы на равных конкурировать с коммерческими компаниями за государственные заказы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: