О разграничении грамматических ошибок и речевых недочётов

Лекция № 3

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЁТЫ

План лекции:

3.1. О разграничении грамматических ошибок и речевых недочётов.

3.2. Сводная таблица речевых недочётов.

3.3. Употребление слова в несвойственном ему значении

3.4. Неоправданное употребление просторечных слов

3.5. Неразличение паронимов

3.6. Нарушение лексической сочетаемости

3.7. Лишние слова (многословие), плеоназм и тавтология

3.8. Неоправданное повторение слова

3.9. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

3.10. Неудачное употребление местоимений

3.11. Логические ошибки

О разграничении грамматических ошибок и речевых недочётов

Следует различать грамматические ошибки и речевые недочёты. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы – в структуре слова, словосочетания или предложения, это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

раз думчивый (взгляд) вместо за думчивый, благородн ость вместо благород ств о – здесь допущена ошибка в структуре слова[1], то есть нарушена словообразовательная норма;

без комментар ий, лож ит, более правильн ее – неправильно образована форма слова[2], то есть нарушена морфологическая норма;

– удивляюсь его силой, жажда к славе – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления, т.е. управления главного слова падежной формой зависимого слова): удивляюсь его сил ой, жажда к слав е;

– / Покатавшись на катке /, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1: выходит, ноги катались на катке: их главное действие – «болят», выраженное глаголом, а добавочное, выраженное деепричастием, – «покатавшись») и с однородными членами (2), т.е. нарушена синтаксическая норма (однородные члены здесь выражены неравнозначными синтаксическими единицами: дополнением «значение» и придаточным изъяснительным предложением «почему я его люблю»).

Речевые недочёты – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в использовании слова. По преимуществу. это нарушение лексических норм. Например:

– Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов» (если бы роман был одноимённым, он должен был бы называться «Штольц»; само по себе слово «одноимённый» ошибки не содержит, но оно не сочетается с контекстом предложения).

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Важно помнить: речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Грамматическая ошибка не только видима, в письменной речи, но и слышима в устной без контекста: ля Ж ь, бе ЖАТ, иду по тропинке, ведущ УЮ к дому, уверенность в побед У.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: