Общие принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том числе управленческая, основыва­ется на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки опреде­лить совокупность принципов, регулирующих протекание отдель­ных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческо­му циклу. Принципы управления являются конкретным прояв­лением и отражением закономерностей управления. К числу ос­новных закономерностей специалисты внутришкольного управ­ления и менеджмента относят такие закономерности, как зави­симость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функцио­нальных связей между субъектом и объектом управления; обу­словленность содержания и методов управления учебно-воспита­тельной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.* В числе ведущих зако­номерностей внутришкольного менеджмента называют также ана­литичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.**

* См.: Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М., 1991. - С. 34 - 35.

** См.: Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М., 1993. — С 42 — 45.

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориен­тирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; систем­ность и целостность в управлении; рациональное сочетание цен­трализации и децентрализации; единство единоначалия и колле­гиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: