Заключение. I. В результате исследования, проведенного в данной работе, можно сделать ряд выводов

I. В результате исследования, проведенного в данной работе, можно сделать ряд выводов:

1. Проанализировав общественное отношение к верховной власти на протяжении взятого нами исторического отрезка и конкретной страны (России), мы пришли к заключению, что в той или иной степени, отношение народа к власти всегда, так или иначе, несет в себе элемент сакральности. То есть власть всегда сакральна, а держащий эту власть, наделяется божественной благодатью, он всегда избранник. (В качестве сакрального субъекта власти не обязательно выступать конкретному человеку; таковым субъектом вполне может стать всеобщий Разум (Новое время), деньги (капитализм) или информация (информационная цивилизация).

2. Удалось выявить определенные закономерности, возникающие в процессе укрепления института власти и показать, что изменения данного феномена в контексте поднятой нами проблематики имеют определенные черты, соответствующие каждому новому этапу развития цивилизации.

3. Была предпринята попытка рассмотреть проблему метаморфоз сакрализации и десакрализации власти в контексте специально взятой для изучения страны, а именно - России.

II. Также у нас возникли выводы мировоззренческого характера (не запланированные предварительно в структуре работы), которые возникли уже в ходе исследования и представляют собой возможность для дальнейших изысканий в данной области. Это дальнейшее изучение таких аспектов как: проблема отношения к власти в течение жизненного пути человека; исследование уровня идентичности в возрастах личности (изменение в сознании человека его отношения к связке «сакрализация-десакрализация» власти на протяжении жизни) и развития изменяющегося отношения к власти в обществе в целом на протяжении истории. (То есть, нельзя ли каким-то образом соотнести изменения, происходящие в обществе с изменением сознания отдельного человека в процессе его личностного роста и социализации. Ведь общество состоит не из каких-то атомов или частиц, напротив, его жизненной силой являются люди с их желаниями, стремлениями, эмоциями. Человек не просто «остров», это микрокосм, тайна и каждый из нас олицетворяет конкретный срез, грань общества в целом).

Таким образом, на наш взгляд, необходимым элементом в работе стала глава, посвященная анализу взаимодействия власти и личности, теоретическая база которой может дать необходимый материал для начала последующей работы.

Исходя из актуальности диссертационной темы и сделанных обобщений и выводов целесообразным представляется внести следующие предложения и рекомендации:

- считать целесообразным создание спецкурса «Общество - власть - человек»;

- внести отдельные темы в тематическое содержание некоторых естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Автор вполне отдает себе отчет в том, что настоящим исследованием данная тема полностью не исчерпана. Рассмотрение разнообразных ее граней требует соучастия специалистов различных профилей, усилий последующих исследователей в ее дальнейшем углубленном раскрытии. Жизненно важная для настоящих и будущих поколений проблема достойна столь пристального к себе внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука. 1989. с. 256 - 294.

2. Адлер А. Мотив власти // А. Адлер. Наука жить. Киев.: Port-Royal, 1997. 288 с.

3. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. СПб.: Лань, 2001.588 с.

4. Андреева Л. А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. СПб.: Ладомир, 2001. 256 с.

5. Андреев А. История власти в России. М.: Евролинц, 2003. 400 с.

6. Арендт X. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 24-31.

7. Арон Р. Избранное. Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ, 2000. 541 с.

8. Артамонов Г. Т. Информационно-аналитическое обеспечение безопасности //

h Up \lI www. fact.ru/www/arh i v4s3.html

9. Артемова О.Ю. Первобытные эгалитарные и неэгалитарные общества // Узловые проблемы социологии развития архаических обществ. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1992. С. 44-91.

10. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. И. Теория и методология. Словарь. Новосибирск.: Сибирский хронограф. 1998. 799 с.

11. Байтин М.И. Значение ленинской идеи руководящей роли партии в политической организации социализма для определения классовой сущности советского общенародного государства // Вопросы развития общества, государства и права. Тезисы докладов научной конференции, апрель 1970 года. Саратов.: 1970. с. 29-31

12. Белл Д. Культурные противоречия капитализма. (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: Научно- публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. с. 243-255.

13. Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания// http://wwvv.ssu.samara.ru/~philosophy/exlibris/berg_luk.html

14. Бердяев Н. О назначении человека. Библиотека этической мысли. М.: Республика, 1993. 383 с.

15. Биография. Адольф Гитлер// http://mrreferat.iiarod.ru/Gitler.htm

16. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрия, 1995.245 с.

17. Бланшо М. Неописуемое сообщество // http://vvww.blansho.net.ru/lib/sb/book/442

18. Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. 1992. № 8. с. 162-171.

19. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000.412 с.

20. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2000. 75 с.

(http://anthropologia.spbu.ru/ru/texts/baudrill/index.html)

21. Бразоль Б. А. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах/7Ъир:/Л\ч\лу.rusk.ru/vst.php?idar=322556

22. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита // Булгаков М. А Сочинения. В 3-х томах. Т.2. М.: Кристалл. 1998. 704 с.

23. Васильев Л. С. История Востока в 2-томах. т. 1. М.: Высшая школа, 2001. 512 с.

24. Васильев А. А. История византийской империи в 2-х томах //

http://gumilevica.kulichki.net/V AA/vaa 132.htm#vaa 132para0 5

25. Вебер M. Харизматическое господство // Социс. 1988. №5. с. 68-78.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //

М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. с. 44-271.

27. Вернан Ж. П. Происхождение греческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 159 с.

28. Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. 328 с.

29. Волков Ю.Г. Идеология: сущность, функции, уровни развития // Человек и общество. Санкт-Петербург, 1997 С. 11-15.

30. Всеподданнейший доклад С.Ю.Витте о путях преодоления революционного кризиса. 17 октября 1905// http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gos_sov/23.shtm 1

31. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

32. Гайда А. В., Максутов А. В. Теология власти. Екатеринбург.: РАН. Уральское отделение. Институт философии и права. 2001. 263 с.

33. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль. 1996. 270 с.

34. Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. 480 с.

35. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М.: Академия Наук СССР. Институт философии. Соцэкгиз, 1938. 483 с.

36. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1979. 703с.

37. Генон Р. Духовное владычество и мирская власть // http://traditionallib.narod.ru/slovo/traditio/genon/genon01.ht m

38. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. 495 с.

39. Гитлер А. Моя борьба. М.: Витязь, 1998. 1202 с.

40. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1991. 643 с.

41. Головин Е. Эскиз геометрии толпы// http://traditionallib.narod.ru/slovo/traditio/golovin/golovin05. htm

42. Гольбах П. А. Система природы, или о Законах мира физического и духовного. М.: Госиздат, 1924. 580с.

43. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972. 319 с.

44. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего меньшинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.

45. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1976.480 с.

46. Давидович, В. Е., Жданов. Ю. А.Сущность культуры. // Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1979 263 с.

47. Данте Алигъери. Монархия. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1999. 192 с.

48. Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.

49. День газеты. Сборник для клуба и избы читальни Ростов- на-Дону.: Издательство донского общества «Долой неграмотность», 1925. 119 с.

50. Диль Ш. Основные проблемы Византийской истории. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947. 184 с.

51. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.

52. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. 598 с.

53. Дьяконов И. М. Третья фаза развития общества // И. М. Дьяконов Пути истории. М.: Комкнига, 2007. 384 с.

54. Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин. М.: МГУ, 1999. 240 с.

55. Ерыгин А.Н. История и диалектика. Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1987. 224 с.

56. Ерыгин А. Н. Восток - Запад - Россия. (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1993. 120 с.

57. Жижек С. Матрица: истина преувеличений. // http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/matnx.htrnl

58. Заковоротная М.В. Информационное общество: новые пути организации повседневной жизни // Информационное общество. Сборник статей. Ростов- на-Дону.: Логос, 1994.150 с.

59. Золотухина Е. В. Социализм: проблемы деформации. (в соавторстве с В.Е. Золотухиным). Ростов-на-Дону.: ИРУ 1989.

60. Зуева Т. М. Образы политической власти. Ростов-на- Дону.: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2001. 223 с.

61. Ильин И. А. О грядущей России. Сборник статей. М.: Воениздат, 1993г. 368 с.

62. Ильин Н.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «Кто играет короля?» // Полис. 1991. № 6. С. 127-139.

63. Исаев И. А. Скрытые аспекты власти. М.: Юристъ. 2003. 575 с.

64. Канетти Э. Масса и власть. http://www.kentos.ru/Moshkovl/POLlTOLOG/KANETTI/po wer.html

65. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Общий очерк. Петроград.: Огни, 1918. 221 с.

66. Китайские социальные утопии / Отв. ред. Л.П. Делюсин, Л.Н. Борох. М.: Наука, 1987.312 с.

67. Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность// Библиотековедение. 2001. № 1. С. 34- 43.

68. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество. // Библиотековедение. 2000. № 3. С. 32-39.

69. Кольев А. Н. Политическая мифология М.: Логос, 2003, 384 с.

70. Кольев А. Н. Миф масс и магия вождей. М.: Национальный Институт Развития. 2000. 432 с.

71. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Пер. И.И. Семененко. М.: Эксмо, 2007. 958 с.

72. Конфуций и его школа. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. 176 с.

73. Конфуций. Изречения / Пер., предисл. коммент. И. И. Семененко. М.: Изд-во МГУ, 1994. 128 с.

74. Корнаков П.К. Символика и ритуалы революции 1917 года // Анатомия революции 1917 года в России: массы, партии, власть. Сборник. СПб.: Глаголь, 1994. с. 356-366.

75. Кравченко И.И. Власть и общество // Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. с. 45-71.

76. Куликовский Ю.А. Церковная политика Юстиниана. // История Византии. СПб.: Алетейя, 1996. том П. с. 193- 215.

77. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. 576 с.

78. Лебон Г. Психология толп. СПб.: Макет, 1995. 320 с.

79. Ле Гофф Ж. Цивилизация среднего Запада. М.: Прогресс- академия, 1992г. 376 с

80. Леусенко Д. А. Хозяйство - государство - религия в цивилизационо-историческом мышлении Гегеля (на примере Востока) // Феномен Восточной цивилизации. Проблемы России. Ростов-на-Дону.: ИРУ, 2004.

81. Леусенко Д.А. Арабо-мусульманский мир во всемирной истории. Социально-философский анализ на основе концепции Гегеля: Диссертация кандидата философских наук: Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1999.

82. Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война// http://bookz.ru/authors/lisi4kin-vladimir-6elepin- leonid/sheleplisichOl.html

83. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. СПб.: Janus Books, Экслибрис, 2004.224 с.

84. Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. СПб.: Алетейя, 2006. 256с.

85. Локк Д., Толанд Д., Коллинз А. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М.: Мысль, 1981.302с.

86. Луман И. Эволюция. М.: Логос, 2005. 256 с.

87. Макаренко В. П. Бюрократия и государство. (Ленинский анализ бюрократии царской России). Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1987. 190 с.

88. Макаренко В. П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на- Дону.: ИРУ, 1989. 368 с.

89. Макаренко В. П. Политическая концептология. М.: Праксис, 2005. 368 с.

90. Макиавелли И. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. 576 с.

91. Малиновский Бронислав. Магия. Наука. Религия. Пер. с англ. и ред. А.П.Хомик М.: Рефл-бук, 1998. 304 с.

92. Маньковский Л.А. К вопросу о психологии культа Сталина // Вопросы философии. 1989. № 1. с. 162 -166.

93. Маркс К. Капитал. Том первый. Книга I. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1988г. 891 с.

94. Маркузе Г. Одномерный человек.Исследование идеологии развитого индустриального общества. М. Рефл-бук. 1994г. 344 с.

V/

95. Масуда И. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль. 1993. № 6. с. 28 - 50.

96. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.

97. Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко- римских и византийских писателей по VII в. н. э // Вестник древней истории. 1941..Уд I.e. 229 - 257.

98. Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность// Полис. 1993. №3. с. 6- 14.

99. Московичи С.. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.480 с.

100. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература. 1996. 360 с.

101. Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.

102. Нестеренко Ю. Интеллектократия// http://www.enlight.ru/frog/index.php?page=s intellect

103. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб.: Ювента, 1996.382 с.

104. Осипова-Дерибас Л. В. Эволюция цивилизации. СПб.: Европейский дом, 2002. 352 с.

105. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Захаров, 2004. 496 с.

106. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999. 288с.

107. Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. 423 с.

108. Першиц А. И. Первобытное общество. Основные проблемы развития. М.: Наука, 1975. 287 с.

109. Петров М. К. Пираты Эгейского моря и личность. М.: Росспэн, 1995. 237 с.

110. Петров М.К. Научно-техническая революция и философия // Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: Росспэн, 1996. 152 с.

111. Пилипенко В.А., Стризое А.Л. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования // Социологические исследования. 1999. №6. с. 25-34.

112. Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы. В 2 томах. М.: Русский вестник, 2000. 720 + 736 с.

113. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории. // Плеханов Г. В. Избранные философские произведение в 5-ти томах Т. И, М.: Госполитиздат, 1955. с. 300-334.

114. Повесть временных лет. СПб.: Азбука, Терра, 1997. 224 с.

115. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века. М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999. 352с.

116. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 2001. 656 с.

117. Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти // Политические исследования. 2000. № 4. с. 135-140.

118. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. 312с.

119. Прощай, умытая Россия. Признания бывшего вице- премьера // http://wwvv.compromat.rU/main/koh/a.litm

120. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Аст, 1997. 544 с.

121. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969. 206 с.

122. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: ИНИОН РАН, 1998. 104 с.

123. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат. 1991. 287 с.

124. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск.: Изд-во Новосибирского университета, 2001. 992 с.

125. Режабек Е. Я. Капитализм: проблемы самоорганизации. Ростов-на-Дону.: Изд-во ИРУ, 1993. 320 с.

126. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. АН СССР. Институт философии. М.: Огиз-Соцэкгиз, 1938. 124с.

127. Сен-Симон К. А. Собрание сочинений. Том 1. СПб.: Издание Акционерного общества. Типография Дела. 1912. 136 с.

128. Скрынников Р. Г. Святители и власть. Л.: Лениздат, 1990. 349 с.

129. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1975. 248 с.

130. Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизационных теорий // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 1998. с. 38-46.

131. Сото Д. Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. 320 с.

132. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат., 1989. 573 с.

133. Тарасов И.Ф. Возрастание руководящей роли коммунистической партии в период строительства коммунизма // Труды Высшей школы МВД СССР. М.: НИиРИО МВД СССР, Выпуск 23. 1969. с. 84-92

134. Теория справедливой войны // http://wwvv.l0g0n.0rg/russian/S/P 110.htm

135. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: Аст, 2003. 670 с.

136. Труссон П. Сакральное и миф// http://traditionallib.narod.ru/slovo/philos/meta/trusson01.htm.

137. Успенский Б. А. Царь и патриарх. М.: Языки славянской культуры, 1998. 680 с.

138. Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. // Языки культур и проблемы переводимости. М.: Гнозис, 1987. 399 с.

139. Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва - Третий Рим» // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. 474 с.

140. Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. 432 с.

141. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах.- Том 2.-М.: Политическая литература, 1955. с. 490-894.

142. Философия Ханса Георга Гадамера // http://www.examen.ru/Examine. nsf/Display?OpenAgent&Pag ename=defacto.html&catdoc_id

143. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа. (Опыт православной антроподицеи). Серия: Философское наследие. Т. 133, М.: Мысль, 2004. 685 с.

144. Франк С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж.: YMCA-PRESS, 1956. 414 с.

145. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1984. 704с.

146. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя. 2000. 224 с.

147. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

148. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT. 1998. 671с.

149. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: Попурри, 1998. 672 с.

150. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.

151. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.З. Статьи и интервью 1970-1984. М.: Праксис, 2006. 320 с.

152. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: AdMarginem, 1999. 478 с.

153. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: Аст, 2004. 349 с.

154. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Аст, Ермак 2004. 588 с.

155. Фурастье Ж. Технический прогресс и капитализм с 1700 по 2100// Какое будущее ожидает человечество? Сборник статей. Прага. 1964. с. 98-117

156. Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М.: Академический Проект. Культура, 2005. 1056с.

157. Халипов В. Власть: кратологический словарь. М.: Республика, 1997. 431с.

158. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Серия: Мыслители XX век М.: Республика, 1993. 447 с.

159. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464 с.

160. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сборник. М.: Высшая школа, 1991. 192с.

161. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.

162. Хевеши М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999. №12. с. 32-42.

163. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм уклада и форм мышления в XIV-XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. 544 с.

164. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс- Академия. 1992. 464с.

165. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс. 1993. 478 с.

166. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.448 с.

167. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991.560 с.

168. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М.: Изд-во иностранной литературы, 1952. 468 с.

169. Чичерин Б.Н.О народном представительстве. М.: Типография И. Д. Сытина. 1899. 810 с.

170. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 416с.

171. Шестопал Е. Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1998. 203 с.

172. Шестопал Е. Б. Политическая психология. М.: Аспект- Пресс. 2007. 448 с.

173. Шпенглер О. Закат Европы Всемирно-исторические перспективы. Минск.: Поппури, 1999. 720 с.

174. Штомпель О.М. Социокультурный кризис. (Теория и методология исследования проблемы). Диссертация на

соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.

175. Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Политические праздники и игры) // Политические исследования. 1998. № 5. с. 79 - 97.

176. Щербинина Н.Г. Герой и антигерой в политике России. М.: Весь мир. 2002. 116 с.

177. Щербинина Н.Г. Политика и миф. Вестник МГУ.Сер. 12, Политические науки. 1998. №.6 С.43 - 54.

178. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1982. 238 с.

179. Эвола Ю. Восстание против современного мира// http://traditionallib.narod.rii/slovo/traditio/evola/evola02.htm

180. Эвола Ю. Гитлер и тайные общества// http://traditionallib.narod.ru/slovo/traditio/evola/evola33.htm

181. Элиаде М. Священное и мирское// http://traditionallib.narod.ru/slovo/traditio/eliade/eliade04.htm

182. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

183. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 352 с.

184. Юстиниан 1. Дигесты Юстиниана. М.: Наука. 1984. 456 с.

185. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Политиздат, 1990.214с.

186. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.527 с.

187. Bell D. The Coming Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. - N.Y.: Basic Books, Inc., 1973. 544 p.

188. В. Biondi В. Giustiniano Primo Principe e Legislatore Cattolico. Milano, 1936. pp. 11-13.

189. Dictatus papae// http://www.hrono.ru/dokum/1 OOOdok/1075diktat.html

190. Galbraith J. K. The anatomy of power. Boston: Houghton Mifflin, 1983.

191. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. - New-York.: Simon and Schuster, 1996. 368 p.

192. Hermann M. Explaining foreign policy behaviour using personal characteristics of political leaders. International Studies Quarterly, 1980. Vol. 24. P. 7—46.

193. Laszlo, Ervin. The World System: Models, Norms, Applications. - New York.: George Braziller, 1974. 415 p.

194. Laszlo, Ervin. Evolution: The Grand Synthesis. — Boston and London.: Shambhala Publications, 1987. 233 p.

195. McGrath J., E. Kelly J. R. Time and human interaction: Toward a social psychology of dine. New- York.: Liberty Press, 1986. 466 p.

196. Ostrogorski G. Relation between the Church and the State in Byzantium. - Annales de I'lnstitut Kondakov vol. IV, 1931, pp.121-123.

197. Otto R. Das Heilige. Breslau.: 1917. 822 p.

198. Winter D. G. The power motive. New York.: Simon and Schuster, 1973.461 p.

199. Power and the Self // Ed. by J. M. Mageo.- Cambridge: Cambridge university press, 2002.-(Publications of the Society for Psychological Antropology). - 221 p.


The category of the person: Anthropology, philosophy, history. Cambridge.: Cambridge University Press, 1986. 562

Toffler, Alvin. The Third Wave. New York.: Bantam Books, 1990. 540 p.


«ПРИЛОЖЕНИЕ»

Власть - возможность для одного деятеля в разных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению.

Вождизм - тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью в жестко централизованных обществах; политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого и непогрешимого руководителя. Вождизм существует в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера.

Геронтократия - социальная организация, в которой власть принадлежит старшим по возрасту членам общества. Термин «геронтократия» введен в начале XX в. и в дальнейшем применялся для анализа структур власти при первобытно-общинном строе, а затем и в классовых обществах.

Десакрализация власти - утрата веры народа в то, что его правитель обладает некими сверхъестественными и надчеловеческими правами над жизнью и деятельностью своих подданных.

Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности

Интеллектуальный капитал - это знания, имеющие потенциальную ценность, то есть идеи, и люди - специалисты, которые их создают. Это понятие, выражающее вид капитала, характеризующий совокупность усвоенных норм культуры мышления, знаний, умений и творческих способностей к мыслительной деятельности.

Информационной цивилизации эпоха - фиксирует одну из важнейших характеристик формирующегося общества как объединенного единой информационной сетью. Основным объектом человеческой деятельности становится обмен информацией. Свободная циркуляция информации в обществе позволяет ей стать важнейшим фактором экономического, национального и личностного развития.

Продолжение приложения 1

Капитал - стоимость, производящая посредством присвоения неоплаченного чужого труда прибавочную стоимость

Конфуцианство - одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе философско-этического учения Конфуция (в латинской транскрипции Кун-цзы) путем сакрализации его учения, включающая почитание и культ его создателя, получившая там широкое распространение и до сих пор являющаяся в Китае основной религией.

Культ личности - это крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни.

Общественного договора теории- Согласно этим теориям, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности, причем это соглашение могло быть расторгнуто в любой момент.

Папоцезаризм - превалирование церковной власти над светской.

Потестарная организация (чифдом) - рассматривается как промежуточная политическая организация, которая появляется, когда имеются устойчивые условия роста прибавочного продукта. Он основан на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения. Престиж и состояние индивидуума обусловлены тем, как близко он находится к вождю.

Потлач - праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Северной Америки, сопровождаемый пиром и раздачей подарков приглашенным. По мнению М. Мосса, наиболее радикальные формы обмена дарами, ярким примером которых служат такие ритуалы, как потлач, отличаются необычайной степенью соперничества в дарении, и результатом их становится нечто, чему нет аналога в обществе, основанном на капиталистических принципах, а именно — мирное, но кардинальное перераспределение материальных ценностей. Такая способность дарения освобождать богатых от имущества, судя по всему, наделяет его замечательной силой: то, что в некоторых обществах может достигаться лишь радикальной

Продолжение приложения 1

конфискацией или даже социалистической революцией, — в других обществах происходит без всяких усилий в результате дарения, которое осуществляется в ходе некоторых зимних празднеств.

Прибавочная стоимость - стоимость прибавочного продукта. Условием является то, что продукт имеет стоимость только потому, что производится на продажу. Прибавочная стоимость возникает только в товарной экономике, где продукты производятся, главным образом, на продажу. При присвоении капиталистом прибавочной стоимости возникает противоречие: товары производятся для общественного потребления, а прибавочная стоимость присваивается частным образом. Это противоречие разрешается, тем, что прибавочная стоимость вновь становится капиталом, вновь авансируется в расширение производства.

Редистрибуция - экономика, в которой преобладает движение благ и услуг к центру и из него, независимо от того, осуществляется ли передвижение объектов физически или меняется только порядок права их присвоения без каких-либо изменений в действительном размещении ресурса или продукта. Редистрибуция представляет собой процесс аккумуляции, собирания, совмещенный с новым, вторичным распределением и раздачей. Именно через редистрибуцию в этих обществах достигается воссоединение распределенного, разделенного труда.

Реципрокация - движение товаров и услуг (а также людей) между взаимодействующими сторонами на симметричной основе, т.е. взаимопомощь родственников, деревень и даже государств, например, в форме ленд-лиза

Сакрализация власти - подчинение индивида, народа или государства воле одного человека, основанное на вере этого народа или государства в то. что правитель является законным носителем своих полномочий и прав в силу того, что представляет некие высшие трансцендентальные силы, дающие ему эти права.

Тимократия - форма правления в древних Афинах, установившаяся в результате реформ Солона; власть честолюбцев (по Платону); это строй, основывающийся на имущественном цензе.

Харизма - исключительная одаренность, наделенность какого-либо лица, действия или института особыми качествами


Продолжение приложения 1

исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга людей.

Цезаропапизм - превалирование светской власти над церковной.


[1] Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на- Дону, Феникс, 2005. с. 548.

[2] Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведении. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. на с. 548.

[3] Там же, на с. 548-549.

[4] Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989, на с.7

[5] Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб: Наука, 2000. на с.48.

[6] Халипов В. Ф. Введение в науку о власти. М.: Республика, 1995. на с. 56

[7] Философия Ханса Георга Гадамера

[8] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита // Булгаков М. А Сочинения. В 3-х томах, т. 2. М.: Кристалл. 1998. нас. 438.

[9] Фейербах Л. Лекции о сущности религии// Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах.- Том 2.- М.: Политическая, литература, 1955. на с. 563

[10] Дьяконов И. М. Третья фаза развития общества // Пути истории. М.: Комкнига. 2007. на с. 31.

[11] Всбер М. Харизматическое господство Я Социс., №5., 1988. па с. 68.

[12] Вебер М. Харизматическое господство// Социс., №5., 1988. на с. 68.

[13] Васильев Л. С. История Востока в 2-томах. М.: 1994., т. 1., па с.64

[14] Лебон Г. Психология толп. СПб.: Макет, 1995. на с. 87-112

[15] Конфуций. Изречения / Пер., предисл. коммент. И. И. Ссмсиенко. - М.: Изд-во МГУ, 1994. на с. 12.

[16] Там же. - на с. 15.

[17] Конфуций. Изречения. М.: Изд-во МГУ, 1994. па с. 51

[18] Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: Эксмо, 2007 на с.856.

[19] Петров М.К. Научно-техническая революция и философия // Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: Росспэн, 1996. на с. 52.

[20] Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.: Россиэн, 1995. на с. 232.

[21] Вернан Ж. П. Происхождение греческой мысли. М.: Прогресс, 1988. на с. 62

[22] Вернан Ж. П. Происхождение греческой мысли. М.: Прогресс, 1988. на с.67

[23] Вернан Ж. П. Происхождение греческой мысли. М.: Прогресс, 1988. на с. 69

[24] Вернан Ж. П. Происхождение греческой мысли. М.: Прогресс, 1988. нас. 72.

[25] Церковная политика Юстиниана // Ю.А. Куликовский. История Византин. СПб.: Алетейя, 1996. том II, на с. 193-215.

[26] G. Ostrogorski. Relation between the Church and the State in Byzantium. - Annales de Nnstitut Kondakov, vol. IV, 1931. pp. 121-123.

[27] B. Biondi. Giustiniano Primo Principe e Legislatore Cattolico. Milano, 1936. pp. 11-13

[28] Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего меньшинства М.: Искусство, 1990. на с.395

[29] Dictatus papaе// http://www.lirono.ru/dokuni/1000dok/ 1075diktat.html

[30] Теория справедливой войны // http://www.l0g0n.0rg/russian/S/Pl 10.htm

[31] Теория справедливой войны //http://www.logon.org/russian/S/Pl 10.htm

[32] Там же.

[33] Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Паука. 2000. на с. 138.

[34] Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. нас. 76.

[35] Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. на с. 103.

[36] Там же, нас. 107-108.

[37] Вебер М. Протестантская этнка и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. нас. 43-45.

[38] Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. на с. 26.

[39] Там же. на с. 275.

[40] Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: Рефл-бук, 1994. на с. 21.

[41] Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: Рефл-бук, 1994. нас. 18.

[42] Ясперс К. Духовная ситуация времени // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. на с. 263-269.

[43] Канетти Э. Масса и власть /http://www.newlibrary.ru/read/kanetti_yelias/pageO/massa_i_vlast.html

[44] Канетти Э. Масса и власть //http://www.newlibrary.ru/read/kanetti_yelias/pageO/massa_i_vlast.html

[45] Ракитов А.П. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. - М.: ИНИОН РАН, 1998. на с. 24-48.

[46] Олег Платонов. Открытие русской цивилизации (Часть I) // http://www.rus-sky.Org/history/library/plat8/plat8-l.htm#_Toc 19719424

[47] Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории. 1941. 1, на стр. 230.

[48] Бразоль Б. А. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. //http://ww\v.rusk.ru.'vst.php?idar=322556

[49] Прощай, умытая Россия. Признания бывшего вице-премьера

[50] Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. на с. 152.

[51] Хейзинга И. В тени завтрашнего дня И. Хейзинга. Homo ludens. М.:Прогресс-Академия, 1992. на с. 340.

[52] Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. на с. 114

[53] Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. //Языки культур и проблемы переводимости. М.: Гнознс, 1987. на с. 49.

[54] Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. //Языки культур и проблемы переводимости. М.: Гнознс, 1987. на с. 49.

[55] Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. //Языки культур и проблемы переводимости. М.: Гнознс, 1987. на с. 49.

[56] Успенский Б. А. (в соавторстве с Ю М Лотманом)

Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М.: 1976. на с.236.

[57] Всеподданнейший доклад С.Ю.Витте о путях преодоления революционного кризиса. 17 октября 1905// http://www.rusarchives.nl/evants/exhibitions/gos_sov/23.shtml

[58] Ю. Ларин, из Приложения к «Правде»,1921г. http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/history/I526

[59] Бухарин Н. Диктатура пролетариата и рабкоровсиие организации // День газеты. Сборник для клуба и избы читальни Издательство донского общества «Долой неграмотность». Ростов-на-Дону, 1925. на с. 52.

[60] С.Булгаков. Православие. Очерки учения православной церкви.

[61] Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах, М.: Госполитиздат, 1955, т.Н, на с.234.

[62] Там же на с. 330.

[63] Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах, М.: Госполитиздат, 1955, т.Н, на с. 330.

[64] Г.В.Ф. Гегель. Философия истории

[65] Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль. 1996

[66] Bogaedus Е. Leaders and Leadership. New York, 1934. P. 138.

[67] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Типография. И. Д. Сытина, 1899. на с. 784.

[68] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Типография. И. Д. Сытина, 1899. на с. 784.

[69] Там же на.776.

[70] Там же. на с. 777.

[71] Гитлер А. Моя борьба. М.: Витязь, 1998. на с. 112.

[72] Биография. Адольф Гитлер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: