Опрос - сбор информации опрашиваемых лиц в результате личной беседы, по телефону, по почте. Однако следует учесть, что ответы могут быть искаженными.
Наблюдение - аналитический метод, с помощью которого изучается поведение (скрытая камера, специальные зеркала).
Эксперимент - тип исследования, когда в конкретных условиях изменяется какой-либо фактор и в результате эксперимента можно увидеть причину исследования.
Имитация — основана на использовании ЭВМ, воссоздается использование факторов на бумаге, на дисплее, а не в реальных условиях.
Вторичная и третичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследовательской проблемы. Этот вид информации наиболее часто используется медицинскими и фармацевтическими работниками.
Преимущества:
• Она более доступна, чем первоисточники
• Удобства и простота в использовании по сравнению с первоисточниками
Недостатки:
• Может быть старой или устаревшей
• Обладает наименьшим уровнем доказательности по сравнению с первоисточником.
|
|
Используются различные носители фармацевтической информации:
· нормативные правовые акты
· Государственная Фармакопея, Государственный реестр
· Инструкции по медицинскому применению (листки-вкладыши)
· Информационные письма, методические указания
· Прайс-листы и другие формы коммерческих предложений (письма, сайты)
· газеты (ежедневные, выходящие раз в неделю, листки с объявлениями и т.д.)
· журналы (иллюстрированные, журналы с программками, специализированные журналы)
· другие печатные издания (например, книги, адресные справочники)
· веб-сайты
· передачи на радио и телевидении
· фильмы
· тумбы для афиш и объявлений
· витрины
Основные направления информационной деятельности в фармации.
Информация для населения.
Информирование населения должно быть дифференцированным. Следует учитывать, что среди потребителей информации о лекарственных средствах могут быть люди, проявляющие тенденцию к систематическому необоснованному применению лекарственных средств, иногда многих фармакологических групп (снотворное, успокаивающее, анальгетики, ферментный препарат) без рекомендации врача.
Информация для пациента должна акцентировать его внимание на порядке и правилах приема лекарственного средства, в отдельных случаях рекомендовать специфическую диету, режим труда или отдыха.
Потребители информации могут быть объединены на основании трех признаков:
- профессиональной принадлежности;
- должностного положения;
- личных характеристик.
Для изучения информационной потребности применяются прямые и косвенные методы.
К прямым: анкетирование и интервьюирование. К косвенным — изучение различных документов, специальный анализ которых позволяет выявить фактическую информационную потребность специалистов.