Введение. Кафедра конституционного и международного права

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра конституционного и международного права

Деловая игра по дисциплине «Адвокатская деятельность»

На тему «Раздел имущества супругов»

Учебное задание и методические рекомендации по проведению

(для студентов направления «Юриспруденция»

профиль подготовки «Правозащитная деятельность»

юридического института всех форм обучения)

Санкт-Петербург

Рекомендовано к изданию кафедрой конституционного и международного права юридического института. Протокол № ___ от ___________ г.

Одобрено методическим советом юридического института. Протокол № ___ от ___________ г.

Пригон М.Н.

Адвокатская деятельность: Деловая игра на тему «Раздел имущества супругов»: учебное задание и методические рекомендации по проведению / под общ. ред. П.П.Глущенко. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2013. - 35 с.

Составитель:

Пригон М.Н. – доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук

Под общей редакцией:

Глущенко П.П. – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный адвокат России, действительный член Международной Славянской академии, директор юридического института, заведующий кафедрой конституционного и международного права

Рецензенты:

Бабурин С.Н. – ректор Российского государственного торгово-экономического университета, Президент Ассоциации юридических вузов, доктор юридических наук, профессор;

Малько А.В. – директор Саратовского филиала ГУ Института государства и права РАН РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ...................................5

1.1. Сценарий..........................................................................................................5

1.2. Учебно-методические задачи..........................................................................7

1.3. Значение деловой игры в формировании компетенций выпускника

(ФГОС ВПО направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

профиль подготовки «Правозащитная деятельность)........................................8

1.4. Самостоятельная работа студентов..............................................................13

1.5. Организационные вопросы...........................................................................14

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.........................................................15

2.1. Задание на игру................................................................................................15

2.2. Подготовка и проведение первой встречи с доверителем...........................18

2.3. Юридическая консультация доверителя.

Составление соглашения о разделе имущества.................................................19

Заключение..................................................................................................................21

Приложение..................................................................................................................23

Нормативные правовые акты (извлечения)..............................................................23

Введение

Правовое регулирование имущественных отношений, возникающих между супругами, вопросов раздела имущества приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Перед адвокатом (юристом) может быть поставлены разнообразные вопросы в указанной сфере правоотношений.

Примерами таких вопросов могут быть: устное и письменное консультирование по правовому статусу имущества каждого супруга, совместно нажитого в браке имущества, а также иного имущества и имущественных прав, приобретенных в период брака, разъяснение отдельных положений гражданского и семейного законодательства, защита прав конкретного супруга, или в случае отсутствия спора между супругами, составление соглашения о разделе их имущества в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме этого адвокат по просьбе доверителя принимает участие в переговорах между супругами по вопросам раздела имущества, представляет интересы клиента перед третьими лицами, и, разумеется, в случае разрешения вопросов, связанных с имуществом супругов в суде, участвует в судебном разбирательстве.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» профиль подготовки «Правозащитная деятельность» предусматривается подготовка студентов по различным видам профессиональной деятельности, в том числе, нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной. Бакалавр должен решать такие профессиональные задачи, как правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов.

Формирование и развитие у выпускника перечисленных навыков и умений, подготовка к конкретным видам профессиональной деятельности осуществляется целым рядом дисциплин в соответствии с утвержденным учебным планом. Дисциплина «Адвокатская деятельность» относится к числу профильных и позволяет на заключительном этапе юридического образования студента сформировать профильные вузовские компетенции, предназначенные для развития у студента знаний, умений и навыков по выбранному профилю обучения - «Правозащитная деятельность». Вместе с развитием профильных компетенций, дисциплина способствует завершению формирования и приданию профильной направленности знаниям, умениям и навыкам, сформированным при изучении предыдущих юридических дисциплин.

Деловая игра, как активная форма обучения, предоставляет широкие возможности для развития профессиональных знаний, умений и навыков студентов. Кроме уяснения содержания конкретных нормативных актов, составления юридических документов, игра предусматривает и творческие элементы.

При этом, предполагается совместное обсуждение студентами проблем и вариантов их решений в минигруппах, а также элементы дискуссии в аудитории по общим вопросам. Такие коллективные обсуждения позволяют студентам дополнительно развивать навыки ведения дискуссий, умения публично аргументировать свою точку зрения по правовому вопросу.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

1.1. Сценарий

Настоящая деловая игра проводится на тему «Раздел имущества супругов» и состоит из двух взаимосвязанных частей. Игра рассчитана на 4 аудиторных часа, по 2 часа на каждую часть. Планируемая продолжительность самостоятельной работы студентов для подготовки к игре составляет 2 часа.

Краткое содержание деловой игры: подготовка и проведение консультирования доверителя (клиента) по вопросу раздела имущества супругов, составление проектов необходимых юридических документов, решающих конкретные проблемы доверителя.

Предварительная самостоятельная работа обеспечивает эффективность игры. Основная часть самостоятельной работы студентов заключается в изучении нормативно-правового регулирования правового режима имущества супругов, особенностей раздела супругами различных видов такого имущества и имущественных прав, значения вклада каждого супруга в улучшение (ремонт, восстановление) имущества, особенностей режима недвижимого и движимого имущества, долгов каждого супруга, сущности и содержания соглашения между супругами о разделе имущества.

Кроме нормативных актов, регулирующих содержание правоотношений между супругами, студенты изучают положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 N 63-ФЗ, регламентирующего адвокатскую деятельность, правовой статус адвоката и особенности отношений между доверителем и адвокатом. На основании изученного нормативного материала, студенты составляют ответы на контрольные вопросы.

В ходе первой части игры студенты объединяются в минигруппы, осуществляют подготовку к консультированию доверителя и составляют перечень вопросов для дополнительного выяснения. Каждая минигруппа выбирает из своего состава студента, который будет играть роль доверителя для другой минигруппы. Остальные студенты минигруппы играют роль адвокатов.

По завершении подготовки адвокаты получают получают разъяснения доверителя на интересовавшие их вопросы и формируют правовую позицию по конкретной ситуации раздела имущества супругов. Результатом первой части игры являются оформленные в минигруппах письменные заключения, содержащие краткое описание вариантов разрешения юридической ситуации доверителя. В завершение первой части проводится совместное обсуждение результатов, юридических вопросов и путей их решения, а также предложений студентов по оформлению документов.

Вторая часть деловой игры начинается с устного консультирования доверителя о возможных правовых вариантов разрешения раздела имущества, их достоинств и недостатков, существа применяемых правовых норм. Непредсказуемым (игровым) фактором на второй части игры выступает появление задолженности доверителя, о которой клиент не рассказал адвокатам на первой встрече.

Участники мини-группы, осуществляющие консультирование, корректируют свою позицию с учетом задолженности и предлагают клиенту, обновленные варианты урегулирования вопросов раздела имущества супругов. Доверитель просит адвокатов составить текст соглашения о разделе имущества. Результатом второй части игры является проект соглашения о разделе имущества супругов для конкретной ситуации доверителя. По завершении второй части игры проводится совместное обсуждение по вопросам особенностей адвокатской деятельности, проведения устного и письменного консультирования доверителя, и в целом, осуществления правозащитной деятельности в связи с конкретными ситуациями раздела имущества супругов.

Подведение итогов деловой игры заключается в обсуждении студентами правовой ситуации с разделом имущества, видов режима собственности супругов, особенностей отдельных видов имущества и имущественных прав супругов и применения нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы раздела имущества супругов. Проводится коллективное обсуждение проблем правового регулирования и обмен мнениями.

1.2. Учебно-методические задачи

Деловая игра предназначена для решения следующих учебно-методических задач:

- приобретение знаний о сущности, содержании и особенности одной из главных составляющих адвокатской деятельности – работы с доверителем, этапов интервьюирования (выяснения подробностей конкретной ситуации доверителя) и консультирования (оказания квалифицированной юридической помощи) в письменной или устной формах;

- закрепление и практическое применение знаний о правовом статусе имущества и имущественных прав супругов, процедуре раздела имущества супругов, а также практическое применение положений законодательства о различных видах имущества и имущественных прав;

- формирование навыков подготовки юридических документов, включая, составление письменного экспертного заключения по юридическому вопросу, а также проекта соглашения о разделе имущества;

- овладение знаниями о правах, обязанностях и ответственности адвоката в процессе оказания юридической помощи доверителю;

- развитие умения подготовки экспертного заключения по вопросам применения законодательства РФ регламентирующего право собственности на отдельные виды имущества, имущественные права, режим совместной собственности супругов, отдельные виды имущества, не подлежащие разделу;

- формирование навыков подготовки к консультационной деятельности, беседы с доверителем, корректировки подготовленной правовой позиции при появлении новых фактов, умений пересматривать ранее сформулированные выводы о содержании правоотношений и их нормативном регулировании;

- овладение методикой обеспечения законности путем оказания квалифицированной помощи в строгом соответствии с требованиями законодательства;

- закрепление знаний, умений и навыков осуществлять правоприменительную, правозащитную и экспертно-консультационную деятельность.

1.3. Значение деловой игры в формировании компетенций выпускника

(ФГОС ВПО направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

профиль «Правозащитная деятельность»)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» высшего профессионального образования, утвержденными Основными образовательными программами бакалавриата, реализуемыми университетом по профилю подготовки «Правозащитная деятельность», настоящая деловая игра предназначена для формирования и дальнейшего развития у студентов компетенций, представленных в Таблице 1.

Таблица 1. Формируемые компетенции

Компетенции, формируемые деловой игрой Код компетенции
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства ПК-6
владеет навыками подготовки юридических документов ПК-7
владеет методикой активного и эффективного применения и использования правовых методов средств и способов государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан ПКВ-1
способен оказывать юридическую помощь любой категории граждан ПКВ-4
владеет навыками разработки документов досудебного и судебного характера, используемых в процессе правозащитной деятельности ПКВ-5

Функции деловой игры

Направления воздействия (функции) деловой игры на содержательное описание уровня сформированности профессиональных компетенций, в том числе, на отдельные составляющие содержательного описания уровня, а также на конкретные признаки уровня представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Функции деловой игры

  Уровни сформированности компетенции Целевые составляющие содержательного описания уровня Целевые признаки уровня
  Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов) ПК-6 - ориентируется в содержании понятий «юридический факт», «юридическое обстоятельство»; базовые правила квалификации фактов и обстоятельств - умеет определять значимые факты и обстоятельства для конкретной правовой ситуации; ПК-7 - знает основные свойства и особенности юридического документа в сфере профессиональной деятельности; - умеет определить цели и задачи юридического документа; - способен выделить и сформулировать существенные положения (реквизиты) юридического документа ПКВ-1 - знает основные методы, средства и способы государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан; - знает порядок реализации государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод; - знает основные методы применения средств и способов государственно-правовой защиты; - умеет анализировать и выбирать наиболее эффективное средство государственно-правовой защиты в конкретной правовой ситуации ПКВ-4 - имеет представление об основных приемах, способах и методах оказания юридической помощи гражданам; - умеет выбирать эффективный способ оказания юридической помощи гражданину в зависимости от конкретной правовой ситуации; - умеет определять и классифицировать социальные и иные факторы, влияющие на правовой статус гражданина, принимать решение в зависимости от результатов анализа ПКВ-5 - знает основные принципы документооборота юридических документов досудебного и судебного характера; - демонстрирует знание типовых документов, досудебного и судебного характера, используемых в правозащитной деятельности; - знает обязательные и рекомендательные правила оформления документов досудебного и судебного характера, используемых в правозащитной деятельности; - имеет представление об основных приемах разработки документов досудебного и судебного характера в правозащитной сфере; - умеет применять установленные требования к оформлению основных документов досудебного и судебного характера, используемых в процессе правозащитной деятельности. ПК-6 - способен оформлять документально результаты квалификации фактов и обстоятельств; – владеет навыками уяснения значения юридического факта или обстоятельства для конкретной правовой ситуации; ПК-7 - владеет навыками составления типовых юридических документов в сфере профессиональной деятельности ПКВ-1 - способен проанализировать конкретную юридическую ситуацию, связанную с реализацией конституционных прав и свобод граждан России; - владеет основными юридическими приемами применения правовых мер защиты конституционных прав и свобод; - владеет навыками составления и реализации планов реализации мер государственно-правовой защиты; - способен активно использовать механизм государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод ПКВ-4 - способен к непосредственному общения с гражданами при оказании им юридической помощи; - демонстрирует навыки активного применения основных юридических приемов и средств оказания правовой помощи; - способен определить оптимальный способ оказания юридической помощи для конкретного гражданина ПКВ-5 - владеет основными методами толкования обязательных и рекомендательных требований к оформлению документов в сфере правозащитной деятельности; - применяет методики составления и оформления основных документов в сфере правозащитной деятельности; - демонстрирует основные навыки проверки юридических документов на соответствие установленным требованиям
  Продвинутый уровень (относительно порогового уровня) ПК-6 - знает виды и систему юридических фактов и обстоятельств; - умеет устанавливать иерархию фактов и обстоятельств, квалифицировать факты и обстоятельства, ПК-7 - знает структуру и особенности юридических документов, применяемых в разных отраслях права России; - умеет выявлять типичные ошибки, допускаемые при оформлении документов в сфере профессиональной деятельности, способен предотвращать совершение таких ошибок; - умеет анализировать структуру и содержание проектов юридических документов; - способен планировать процесс разработки юридических документов различных видов ПКВ-1 - знает систему механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан, методику применения и использования правовых методов и средств как составную часть системы; - знает достоинства и недостатки государственно-правовой защиты в сравнении с иными институтами защиты прав и свобод; - умеет формулировать и принимать юридические меры с целью предотвратить выявленные недостатки конкретных мер государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод ПКВ-4 - знает систему методов, способов и подходов оказания юридической помощи гражданам; - знает современные тенденции в сфере оказания правых консультаций гражданам; - умеет применять комплексные методы оказания правовой помощи гражданину в зависимости от социального положения обратившегося за юридической помощью ПКВ-5 - знает организацию документооборота досудебного и судебного характера; - знает методики разработки документов досудебного и судебного характера, используемых в правозащитной деятельности; - демонстрирует умения анализировать практику документооборота в сфере правозащитной деятельности; - умеет выявлять неурегулированные области в досудебном и судебном документообороте и формулировать и осуществлять юридические меры по предотвращению неблагоприятных последствий для клиента, обратившегося за юридической помощью ПК-6 - владеет навыками анализа системы юридических фактов и обстоятельств; взаимосвязи и взаимовлияния фактов и обстоятельств; - способен прогнозировать последствия неправильной юридической квалификации конкретного факта или обстоятельства ПК-7 - владеет навыками выявления недостатков оформления юридических документов; - способен планировать и составлять комплексные юридических документы; ПКВ-1 - владеет навыками конструирования комплексных мер реализации механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод; - способен оценить взаимосвязь и взаимовлияние ряда юридических мер, применяемых в конкретной юридической ситуации в связи с защитой конституционных прав и свобод граждан ПКВ-4 - способен прогнозировать результаты применения различных подходов к оказанию правовой помощи гражданину в зависимости от конкретной правовой ситуации; - демонстрирует навыки выбирать совокупность мер для наиболее эффективного оказания юридической помощи гражданину в конкретном правовом вопросе ПКВ-5 - способен применять принципы аналогии при интерпретации требований к оформлению документов в сфере правозащитной деятельности; - способен составлять юридические документы комплексного характера в сфере правозащитной деятельности

1.4. Самостоятельная работа студентов

Для участия в деловой игре студентам необходимо предварительно ознакомиться с правовым регулированием режима имущества супругов, сущностью и содержания законного режима имущества, возможностью договорного урегулирования режима имущества супругов, правилами заключения соглашения о разделе имущества супругов, основами судебного разрешения вопроса о разделе имущества супругов.

Перечень нормативных актов указан в задании на игру. В приложении к настоящим методическим рекомендациям размещены извлечения из некоторых нормативно-правовых актов.

Проверка готовности студентов к проведению деловой игры осуществляется путем устных ответов на контрольные вопросы. Качество ответов оценивается преподавателем. Также могут использоваться задачи, упражнения и конкретные ситуации. После проведения проверки готовности студенты приступают к подготовке юридических документов, предусмотренных заданием на игру.

1.5. Организационные вопросы

Важным элементом игры является коллективное обсуждение возникающих в ходе игры проблем и самостоятельным принятием студентами решений внутри минигрупп. В случае возникновения общих для нескольких минигрупп вопросов, преподаватель может вынести такой вопрос на совместное обсуждение. При этом, представителям минигрупп предоставляется возможность кратко обосновать перед аудиторией свою позицию.

Такое обсуждение обеспечивает возможность сравнить разные подходы к решению поставленных задач, способствует формированию у студентов навыков аргументировать свою позицию и сопоставлять с другими. Общий подход вырабатывается на основании обмена мнениями.

Рекомендуется проводить игру в специально оборудованной аудитории для проведения интерактивных занятий (наличие видеопроектора, экрана настенного и др. оборудования). В случае использования компьютерного класса, предпочтительно наличие доступа с рабочих мест преподавателя и студентов к правовым базам нормативных документов, сетевым библиотечным ресурсам и сети интернет.

Вместе с тем, наличие доступа в Интернет может помешать развитию самостоятельных навыков студентов при составлении юридических документов. К примеру, вместо самостоятельного решения вопроса о структуре соглашения о разделе имущества супругов, применения знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины Гражданское право, студенты найдут в поисковой системе вариант такого соглашения.

Использование студентами юридических советов и шаблонов документов из интернет вместо собственных уже сформированных знаний, приведет к необходимости дополнительно проверять качество документа из сети и применимость его к конкретной ситуации. Чтобы предотвратить необоснованные затраты учебного времени, рекомендуется некоторые этапы работы во время проведения игры выполнять без использования Интернет.

Обязательным промежуточным результатом в ходе игры является составление в минигруппе письменного документа — перечня вопросов к доверителю, а также проекта соглашения о разделе имущества супругов. В ходе обсуждения структуры, содержания и особенностей оформления этих документов студенты закрепляют и развивают составляющие профессиональных компетенций. связанных с навыками составления юридических документов. Кроме этого, в процессе обсуждения проекта документов формируются и закрепляются навыки юридического анализа, умения сформулировать, высказать и аргументировать свою правовую позицию в форме публичного обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: