Ретрит как метод избавления от страха

Если вы полагаете, что у вас нет времени, чтобы ежегодно устраивать себе ретрит[2], или подозреваете, что ретриты как таковые являются пустой тратой времени, предлагаю вам пересмотреть свои взгляды.

Каждую осень Билл Гейтс, основатель и председатель правления Microsoft, проводит неделю в размышлениях, поскольку верит в то, что ретриты дают ему возможность восстановить силы и освежить взгляд на перспективы его компании. Согласно сведениям из The Wall Street Journal, на протяжении своей «недели размышлений» Гейтс обдумывает перспективы развития сферы высоких технологий и то, какой вклад сделает в него Microsoft. Журнал Time процитировал слова Гейтса: «Мы каждый год проводим ретриты, в течение которых размышляем над тем, куда движется мир».

Когда деятельность Ганди была в самом разгаре и ои неожиданно стал предметом внимания мировой общественности, кто-то спросил его: «Вы живете в условиях постоянного давления; как вам удается соответствовать всем ожиданиям и при этом сохранять самообладание и достоинство?» Ганди ответил: «Раньше я каждый год отходил от дел на месяц; теперь мне требуется на это два месяца ежегодно».

Обычно я принимаю участие в ежегодных шести- или семидневных дзеи-ретритах, проходящих среди секвой в лесах северной Калифорнии. Одна из основных причин, по которым я посещаю ретриты, заключается в том, что это даст мне возможность поработать со своими глубинными страхами. Подобный метод до сих пор воспринимается на Западе как довольно необычный, однако во многих мировых культурах на протяжении веков существуют практики ретрита, позволяющие успокоить разум и лицом к лицу встретиться как с неявными, так и с весьма ощутимыми страхами.

Программа каждого дня традиционного медитативного дзен- рстрита, который я посещаю, состоит из ряда получасовых медитаций, проводимых с пяти часов утра до девяти вечера; они перемежаются с периодами динамической медитации, трапезами в тишине, периодами работы и отдыха. Другие ретриты организованы иначе — не существует «среднестатистического» или типичного ретрита, однако с годами, посетив множество ретритов, я заметил, что существует определенная схема их прохождения, и хочу поделиться с вами своим открытием.

Первый день может быть приятным и спокойным. Контраст между темпом моей жизни и полной паузой в отсутствие необходимости что- либо делать приносит облегчение. И в то же время начало ретрита может стать испытанием. Возможность остановиться и просто посидеть позволяет мне осознать обычную скорость и напряженность моей жизни; это осознание и процесс выхода за пределы обычной сферы деятельности может причинить эмоциональные страдания и наряду с радостью и облегчением вызвать уныние.

В ходе второго дня меня начинают одолевать скука и сомнения, обычно вызываемые неуверенностью: в частности, я спрашиваю себя: а собственно, зачем я это делаю? Зачем я трачу свое время, сидя здесь, глядя в никуда, когда в моей жизни так много других вещей, которые требуют моего внимания, иногда в срочном порядке? Эти ощущения обостряются, если погода выдалась хорошая, хотя, сказать по правде, погода тут не при чем; эмоциональная насыщенность этих вопросов и сомнений может варьироваться от тихого раздражения до подчас громкого негодования.

На третий день давление сомнений и внутренних жалоб начинает усиливаться. Я добавляю масла в огонь тем, что нарочито позволяю тоске овладеть собой; я также все больше и больше прислушиваюсь к внутреннему голосу своих проблем, страхов и тщеславия; как правило, одновременно с этим я начинаю ощущать физический дискомфорт. Болезненные ощущения в ногах и пояснице обычно повышают мой интерес к чему >тодно, кроме того, чтобы находиться здесь и медитировать.

К середине четвертого дня я обычно дохожу до точки предельной измотаиности и утомления одними и теми же жалобами: все те же записи, все те же представления о том, кто я такой, что я делаю и чего не делаю. В этот день меня, что называется, тошнит от самого себя. Я сыт по горло блужданиями по хорошо знакомым закоулкам своего сознания, среди которых есть и мои страхи: страх поражения, страх неспособности содержать семью, страх выставить себя дураком и тому подобное, и мне становится трудно различать умственный и физический дискомфорт. Я трачу столько усилий, пытаясь устранить этот дискомфорт, что мои защитные механизмы начинают сдавать, и я сам начинаю сдаваться, подчиняясь глубокому чувству знания, а также находя утешение в ие-знании.

Последние два-три дня гораздо менее предсказуемы. Конечно, меня до сих пор одолевает недовольство, в моем внутреннем диалоге бывают минуты сомнений и отвращения к себе. В то же время случаются моменты настоящего покоя; я ощущаю больше простора, единения, больше возможностей и меньше ограничений — в частности, слабеют многие из моих страхов; именно потому, что я провел столько времени лицом к лицу с ними, они мне поднадоели! Мои защитные реакции и сомнения уже не так сильны; по мере того как они отходят на второй план, я улавливаю проблески чего-то за пределами моего существа, находящегося в данном времени и месте, одновременно ощущая, что полностью прижился здесь и сейчас. Обыденное и необычное, земное и священное сливаются воедино; я весел и не чувствую забот. Сидеть, упершись взглядом в стену, становится чрезвычайно забавным и даже весьма приятным времяпрепровождением. Вкус еды кажется лучше; окружающие цвета приобретают яркость; люди вокруг удивительно красивы и замечательны; я вижу на их лицах проникновенную радость и боль; мое собственное лицо, наверное, отражает смесь непринужденности, напряжения, печали и радости одновременно.

Эти стадии не являются особенностью дзен-ретрита, это общий алгоритм для подобных процессов: сначала замедление темна жизни, потом сопротивление, борьба, осознание, отказ от борьбы и в конечном итоге принятие и трансформация. Нечто подобное можно пережить и на более кратковременных регритах — за один день или полдня, но в этом случае переживания, как правило, менее яркие. Нам всегда идет на пользу сознательный выход за пределы круга привычных дел и привычной жизни; однако более долгие ретриты проходят наиболее успешно, так как лучше структурированы, и вы имеете возможность получить поддержку и совет, как преодолеть особо трудные стадии, которые обычно вызывают желание все бросить и заняться чем-нибудь другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: