double arrow

Государственная система здравоохранения

Государственная система здравоохранения обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управление здравоохранением осуществляют центральные и местные органы. За счет государства ведется строительство медицинских учреждений — больниц, поликлиник и др., приобретается медицинское оборудование. Государство обеспечивает подготовку медицинских кадров — врачей, медицинских сестер, планирует развитие сети лечебно-профилактических учреждений в стране. Государство финансирует текущее содержание медицинских учреждений, развитие медицинской науки, проведение профилактических мероприятий; обеспечивает бесплатную медицинскую помощь населению.

Государственная (бюджетная) система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Кроме того, бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, ограничивают масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств с целью получения дополнительного дохода.

Однако, поскольку финансирование здравоохранения является одной из статей государственного бюджета,, оно зависит от других статей и, более того, конкурирует с ними. Правительство не всегда располагает возможностью расширения фондов здравоохранения. И если выделенных сумм недостаточно для удовлетворения потребностей, то возможности привлечения дополнительных средств весьма ограничены.

Из-за недостатка ресурсов страны с бюджетным финансированием здравоохранения намного уступают в технической оснащенности медицины государствам с таким же уровнем социально-экономического развития, но с другим финансированием (страховым или частным). Не хватает современного оборудования, новейших медицинских учреждений с современными технологиями; пациенты зачастую вынуждены ждать очереди на госпитализацию; существует значительный разрыв между первичной медицинской помощью, общей практикой, госпиталями, местными службами здравоохранения. Кроме того, государственное здравоохранение неподотчетно населению: налогоплательщики не располагают информацией о том, на что и сколько расходуется средств, отсутствуют четкие критерии качества медицинской помощи. Система здравоохранения оценивает себя сама, а публикуемые сведения в основном нацелены на пропаганду достижений. Общественность не имеет механизмов воздействия на систему здравоохранения.

Для того, чтобы устранить или смягчить эти недостатки, в странах с государственной системой здравоохранения проводятся реформы по внедрению экономических методов управления, прежде всего медицинского страхования.

Примером страны с государственной системой организации здравоохранения является Великобритания, Здесь в результате проведенной в 1948 г. реформы здравоохранения создана общенациональная государственная служба здравоохранения, предоставившая практически всему населению бесплатную медицинскую помощь (пациенты оплачивают только лекарства, очки, половину стоимости лечения у стоматолога, некоторые услуги в больницах).

Здравоохранение на 85—87% обеспечивается государственным бюджетом; остальные средства идут из частных источников и добровольного медицинского страхования. Бюджет составляется из налогов предприятий и граждан, распределяется в соответствии с решениями парламента правительством через министерство здравоохранения.

Действуют государственные целевые фонды поддержки: фонд №1 — охраны здоровья матери и ребенка (в возрасте до 1 года), фонд №2 — подростковый, фонд №3 — организации медицинской помощи населению в экстремальных условиях, фонд №4 — медицинской помощи ветеранам и т.д.

Более трети имеющихся в стране врачей работают в системе общей практики, треть — в госпиталях и треть — в муниципальных учреждениях. В госпиталях и местных службах персонал получает фиксированную зарплату; в секторе общей практики оплата производится по принципу капитации (per capita), т.е. за каждого пациента, «приписанного» к врачу или группе врачей (в Великобритании распространена групповая практика; группе врачей предоставлены права фондодержателя). Консультации специалистов проводятся в амбулаториях госпиталей. На стационарное лечение пациентов обычно направляет врач общей практики.

Несмотря на известные преимущества английской системы здравоохранения (семейное обслуживание, выполнение значительной части услуг, которые обычно оказываются в стационарах или в амбулаториях стационаров, высокая квалификация и хорошая организация труда медицинского персонала), она имеет существенные недостатки, которые вынуждены признавать сами врачи и администраторы. Прежде всего — нехватка ресурсов. Более скромное, чем в других странах, финансирование здравоохранения (не более 6,5% ВНП) обуславливает нехватку дорогостоящего оборудования и сдерживает внедрение высоких медицинских технологий. Так, число компьютерных томографов на 1 млн. жителей составляет в Великобритании 2,7, в то время как в Бельгии — 6,4; в Германии — 7,7, в Нидерландах — 3,6. Частота гемодиализа в Великобритании 200 на 1 млн. жителей, в Германии — 300, в Бельгии — 394. Еще сильнее отставание от США. Например, хирургических операций на коронарной артерии английские врачи делают в 10 раз меньше (в расчете надушу населения), чем американские. Особенно велик разрыв по тем видам медицинской помощи, которые оказываются не по жизненным показаниям, а определяют качество жизни (например, операция артропластики бедра для устранения хромоты).

Другой часто отмечаемый недостаток британской системы здравоохранения — это излишняя централизация и монополизация управления.

В соответствии с реформой, проводимой в стране в последние годы, усиливаются финансовые и административные права руководителей госпиталей, прежде всего в районах (графствах); организуется допуск средств социального медицинского страхования; предусматриваются меры интеграции первичной и стационарной медицинской помощи; усиливается самоуправление больниц, в них создаются доверительные (трастовские) советы; активизируется профилактическая работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: