В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?

Решение задачи с развернутым ответом оценивается по многим критериям. Рассмотрим их подробнее.
Наличие теоретических знаний. Решение задач предполагает использование определенного круга теоретических знаний: терминов, понятий, отдельных положений, принципов, различных подходов к рассмотрению того или иного вопроса. Особое место занимают правовые положения и нормы. Пробелы в таких знаниях становятся, как правило, непреодолимым барьером в выполнении задания.
Умение применить теоретические знания к анализу конкретной ситуации. Правильное (или неверное) решение задачи свидетельствует не только о том, что выпускник знаком с теми или иными понятиями, нормами, но и умеет их применить к конкретной ситуации, смоделированной в условии задачи. Это сложное умение, в свою очередь, складывается из целого набора интеллектуальных операций, упомянутых выше: умение «сворачивать» условие задачи и определять ту область общественной жизни, к которой она относится; умение извлечь из имеющихся знаний о данной области те аспекты, которые необходимо учесть при решении задачи, и т. д.
Четкие ответы на все поставленные вопросы. Бывает, что экзаменуемый торопится или недостаточно внимательно вчитывается в условие и требование задачи, вырывает из контекста отдельный элемент требования и в результате отвечает не на вопрос задачи, а на свой собственный вопрос. Такой ответ не может быть засчитан как верный. Нередко требование носит составной характер: привести несколько объяснений, указать ряд признаков, раскрыть на трех примерах и т. д. Эксперт, проверяющий работу, будет искать в ответе именно эти составляющие, причем в заданном требованием (вопросом) задачи количестве. Следовательно, отсутствие какой-либо части ответа или иное количество составляющих может снизить оценку, даже если задача формально решена. Нужно иметь в виду, что большее, чем требовалось, количество аргументов или комментариев не может повысить оценку (по сути, это своеобразная подстраховка на случай, если некоторые из элементов ответа окажутся не вполне корректными и не будут засчитаны), но отнимает драгоценное время.
Учитывая сказанное, имеет смысл фиксировать элементы ответа максимально четко, можно даже нумеровать их – это облегчит самоконтроль, освободит ответ от ненужных длиннот, облегчит восприятие работы экспертом.
Логика построения ответа.
Вопросы (требования) задачи представлены в определенной последовательности. При ответе желательно не нарушать заданную логику, зачастую вполне обоснованную, и не предлагать свою. Нарушение логики ответа может снизить впечатление эксперта от работы, затруднить для него поиск и оценку необходимых компонентов ответа. Но это не главное: перестраивая последовательность ответа, можно допустить подмену вопросов или забыть какой-либо компонент составного задания. Особенно важна логическая обоснованность в тех случаях, когда требуется аргументировать свою позицию. При этом совсем не обязательно всегда соглашаться с приведенными высказываниями, оценками. Главное – убедительно обосновать свое отношение.
Правильное оформление ответа. Здесь, среди прочего, важна и орфографическая грамотность. Понятно, что сейчас при оценке ответов экзаменуемых эксперты не могут уменьшить баллы («оштрафовать») за систематическое неправильное написание обществоведческих терминов, но это обстоятельство снижает общее впечатление эксперта от работы и опосредованно влияет на экспертную оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: