Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнёр понимает всё по-другому и по-своему.
В деловом общении между партнёрами могут возникать совершенно специфические барьеры. Нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно преодолевать.
Основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению:
Барьеры взаимодействия.
1) Мотивационный барьер. У партнёров разные мотивы вступления в контакт (один заинтересован в развитии общего дела, а другой – в немедленной прибыли).
В этом случае необходимо выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества.
2) Барьер некомпетентности. Если партнёр совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор. Если партнёр владеет вопросом частично, можно ввести его в курс дела, не подчёркивая при этом свою бóльшую осведомлённость.
3) Этический барьер. Взаимоотношению с партнёром мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс – каждый решает сам. Не рекомендуется пытаться перевоспитывать или стыдить партнёра.
4) Барьер стилей общения. В содержание стиля общения входит:
а) преобладающий мотив общения (взаимодействие, само-утверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);
б) отношение к другим людям (мягкость, доброжелатель-ность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубеждённость и т.п.);
в) отношение к себе (самолюбование, признание своих недос-татков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);
г) характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмеша-тельство и т.п.).
Стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и, если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.