Предмет и значение истории п.о.
Существует различие во взглядах отечественных и зарубежных наук о месте истории п.о.
Отечественная наука: история п.о. – часть единой исторической науки
Зарубежная наука: история п.о. – наука доистории (prehistory)
В формирование самой науки ощутимый вклад внесли англоязычные ученые. Доистория входит в социальную (культурную) антропологию и включает 2 крупных раздела:
1. Праистория. Изучение классической доистории, прошлого человечества, когда человек не мог испытывать какое-либо влияние более развитых народов
2. Прото- или этноистория. Изучение первобытности иного типа, первобытных культур, которые продолжали существовать после возникновения цивилизаций. Обычно это история контактов (чаще всего, к сожаление, губительных)
Существует международный союз Прото- и праисториков, который подчеркивает единство этой научной дисциплины.
Свойства и особенности:
1. Комплексный характер науки. История п.о. – наука синтетическая. Покоится на 3 слонах: физическая антропология, археология, этнология (этнография). Изучение каждой из этих дисциплин позволяет реконструировать прошлое человечества.
|
|
2. Наука изучает состояние общества, которое предшествовало появлению городов, гражданского дифференцированного общества, государства, письменности
3. Противопоставление доистории и собственно истории. История п.о. – самая гуманитарная наука из естественно-научных дисциплин и самая естественно-научная из гуманитарных наук.
4. Протяженность во времени
5. История не персонифицируется
6. История п.о. не изучает события или факты, а тенденции развития, закономерности культурной и социальной эволюции человечества
Актуальность:
1. Дает ключ к пониманию человека и человеческого о. (академическая функция)
2. Мировоззренческая функция. Например, идеи коммунизма утверждали, что человечество изначально жило в коммунистическом о. и ему просто необходимо в силу его природы социальное равенство.
Вопрос №2
Периодизация истории п.о.
Хронология – от имени древнегреческого бога времени Хроноса, наука об исчислении времени.
Может быть осмыслена в 2 аспектах:
· Относительная – выяснение последовательности событий
· Абсолютная – выяснение времени в конкретных единицах
Периодизация – выделение качественно своеобразных этапов исторического процесса, развертывающегося во времени. Признание факта периодизации означает признание факта, что в истории существуют закономерности.
Самый сложный вопрос – каков критерий периодизации?
История п.о. как наука сформировалась во 2/2 XIXв. Историки п.о. заимствовали периодизацию у других дисциплин (геологии, археологии, антропологии, истории)
|
|
Еще в XVIIв. европейцы называли менее развитые народы дикарями или варварами. Некоторые ученые, опираясь на это, создали стадиальную теорию развития человечества, включающую дикость, варварство и цивилизацию (Авраам Фергюссон). Но мало выделить этапы, важно уметь отличать один этап от другого. Критериями для Фергюссона были тип собственности и ведения хозяйства. Дикари – охотники, у которых нет частной собственности, все общее. Варвары знают скотоводство, появляется право собственности. Цивилизация – земледелие и частная собственность. Морган конкретизировал эту периодизацию. Разделил каждую из эпох на низшую, среднюю и высшую ступень. Для него история человечества – прямолинейное прогрессивное развитие. Он первым определил четкие критерии, и поэтому считается родоначальником периодизации истории п.о.
Дикость:
· Собирательство
· Появление огня и рыболовства
· Появление лука и стрел
Варварство:
· Появление гончарного круга
· Земледелие
· Плавление железа
Цивилизация начинается с появлением письменности.
Подобная периодизация была заимствована Энгельсом, только он ввел понятия присваивающего и производящего хозяйства.
Первоначально, идеи Моргана были популярны, однако после поддержки Энгельса их стали критиковать. Сегодня понятно, что Морган ошибался, выделяя ступени, характерные для всех народов. В Зап. Европе постепенно от идей Моргана стали отказываться. В России же после 1917г. они стали единственно верными. Первым советским ученым, предложившим новую периодизацию, был С.П. Толстов. Предлагал выделить 3 стадии:
1. Период первобытного человеческого стада (время формирования социальных основ человеческой культуры, физическое формирование человека)
2. Период родовой общины
3. Период военной демократии
Главным критерием Толстова стал производственный. Так 1 соответствовали древнейшие орудия из камня, 2 – появление специализированных орудий для изготовления других орудий, 3 – изготовление металлических орудий труда.
Однако периодизация Толстова не была идеальной. Например, полинезийцы, создатели древней цивилизации не знали металла, а славяне знали металл, но жили в родовом строе. Противоречий набиралось все больше. В науке стали отказываться от периодизации по моноисторическому подходу.
В итоге дискуссий пришли к мнению, что эволюция общины отражает этапы развития человечества:
1. Эпоха праобщины
2. Эпоха первобытной (родовой общины)
3. Эпоха соседской общины
Вопрос №3