Формы государственного устройства: понятие и виды

форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть). Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует разграничение власти между центром и местами. По форме государственного устройства различают унитарные государства простые по составу, имеют единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения), федеративные государства (сложные образования, имеющие в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом;, империи ( сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством; конфедерации (союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач), содружества (организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности;, сообщества (в основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор;

Унитарное государство Унитаризм— государственное устройст­во, характеризующееся централизованным руковод­ством административно-территориальными едини­цами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований, например Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Греция и др. Признаки унитарного государства: один центр властных полномочий; единственная система законодательства; единая судебная система; единая система сборов налогов; имеет исключительно административно-территориальное деление (Франция, Италия); каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Виды: в зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные (в бюрократическом государстве во главе местных ор­ганов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчинены местные ор­ганы самоуправления; демократические формы допу­скают большую степень самостоятельности в выбор­ных органах государственной власти в решении их региональных вопросов) и децентрализованные (цен­тральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решение местных проблем, и мест­ные органы, избираемые населением, обладают зна­чительным объемом автономии) Федеративное государство

Федераци я — это разновидность формы государственного устройства, когда властные полномочия разделены между центром и другими частями государства (соединенное, союзное государство).

Признаки: территория Федерации состоит из территории ее субъектов; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между субъектами Федерации и самой Федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты Федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы суда (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Виды Федерации: 1)территориальная (например, США, Мексика, ФРГ и др.): 2)национальная (например, Индия): 3)жесткие и мягкие (имеют право выхода, например Канада, СССР);

4)с точки зрения правового статуса субъекта: асимметричные (у одних субъектов прав больше, а обязанностей меньше) и симметричные (равны в правах).

Конфедерация Конфедерация — это союз суверенных го­сударств, образовавшийсядля решения совместных политических, экономических или военных задач (на­пример, Северная Америка — конец XVIII в., Герма­ния — 2я половина XIX в., конфедерация Египта и Си­рии — середина XX в).

При конфедерации государства, объединяющиеся посредством такой формы, не теряют своего государ­ственного суверенитета. Признаки конфедерации: союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей; непрочное временное образование; отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий, входящих в ее состав государств); отсутствие единого гражданства; право свободного выхода субъектов из конфедерации; бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов; армия состоит из военных контингентов государственных членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятель­ство, что конфедеративные образования имеют не­стойкий, переходный характер, они либо распадают­ся, либо преобразуются в федерацию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: