double arrow

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

В отечественной науке первобытным человеческим стадом, или праобше-ством (праобщиной), принято называть формирующееся общество. Термин «первобытное человеческое стадо» введен в 1930-х гг. в советскую науку для обозначения социальной организации формирующихся людей. Археологи­ческие предположения вызывают в науке многочисленные споры. Одни ав­торы относят период человеческого стада к раннему палеолиту, другие к сред­нему.

Это понятие соотносится с теорией двух скачков в антропосоциогенезе, первый знаменует возникновение древнейших, а второй — «готовых», по определению Ф. Энгельса, людей1. Между ними лежит эпоха биосоциального развития, когда физическая эволюция человека еще опережает культурный прогресс и в процессе трудовой деятельности изживаются остатки зоологи­ческого индивидуализма. В советской науке преобладало мнение, что время первобытного человеческого стада соответствует раннему (нижнему и сред­нему) палеолиту, этапам древнейшего или древнего человека2. Наконец, третья часть авторов считает необоснованной саму концепцию и полагает, что уже с появлением древнейшего человека возникло «готовое» человеческое общество в форме общины. Многие историки и этнографы называют не впол­не удачным сам термин «первобытное человеческое стадо», вот почему эта форма все чаще обозначается термином «праобщина».

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487-490.

2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. ML, 1966; Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М..1977; Боршковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М, 1979.

Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. На смену формирующимся пришли «гото­вые» люди — неоантропы (Homo sapiens), а праобщество превратилось в «го­товое» общество. Одни ученые включают праобщество в первобытное обще­ство в качестве первого этапа его развития. Другие считают смешение пра-общества и начального этапа эволюции «готового» общества неоправданным. Под первобытным обществом они понимают общество, каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государ­ства. По археологической периодизации, это поздний палеолит, мезолит и отчасти неолит.

Среди многих точек зрения можно выделить две основные, которые мож­но условно назвать материнско-родовой и общинной3. По первой, первобыт­ное человеческое стадо, в котором господствовал промискуитет, на грани ран­него и позднего палеолита превратилось в материнский род, ставший первой формой сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существо­вать вне связи с другими, и поэтому его возникновение было одновременно и появлением системы двух взаимобрачующихся родов, дуальной организации. Вместе с родом, таким образом, возник и брак, который в своей исходной форме был групповым (дуально-родовым) и дислокальным браком.

По второй теории основной единицей первобытного общества на всех этапах его развития была первобытная община, состоявшая из парных семей. Община и семья — основные и универсальные ячейки. Род никогда не имел экономических функций, его роль в основном сводилась к регулированию брака. Материнский род не первичен по отношению к отцовскому: и тот и другой равноценны по своим функциям и историческому значению. По воп­росу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников данной точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на гра­ни раннего и позднего палеолита, другие относят ее появление к более ран­нему времени, нередко выступая при этом против понятия «первобытное че­ловеческое стадо». В 1940-х гг. СП. Толстов, пользуясь критерием уровня раз­вития производительных сил, вычленил три основных этапа первобытной истории: первобытное человеческое стадо (становление первобытного обще­ства — начинается с употребления орудий), первобытная община (зрелость первобытного общества — начинается с введения орудий для производства орудий) и военная демократия (превращение первобытного общества в клас­совое — начинается с освоения металла). В 1970-х гг. Ю.И. Семенов постро­ил другой типологический ряд: праобщина (первобытное человеческое ста­до), раннепервобытная (раннеродовая), позднепервобытная (позднеродовая) и протокрестьянекая (первобытная соседская) общины. В той и другой клас­сификации, как мы видим, присутствует понятие человеческого стада.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архан-тропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал расселения архантропов был относительно невелик и ограничивался перво­начально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллекти­вами, скорее всего, по 20—30 взрослых особей, занимались собирательством,

Карабанова С.Ф. Теория и практика домоведения (конспект лекций). — http://abc.vvsu.ru/Books/ l_domoved/page()007.asp.

на которое тратилось много времени, но которое давало относительно мало пищи, чаще всего низкокалорийной4.

Большинство авторов сходится во мнении, что рубеж 35—40 тыс. лет назад можно условно принять за начало человеческого общества как такового. Разумеется, и на этом этапе еще продолжают дей­ствовать биологические факторы эволюционного отбора, но с каждой последующей стадией они все больше вытесняются факторами социальными. Согласно Ю.И. Семенову5, уже с эпохи Homo habilis, человека умелого, начинается дробление больших группировок на более мелкие сегмента­ции с замкнутой иерархической системой мужс­кого доминирования. Данный процесс получает бо­лее четкие очертания в эпоху Homo erectus. Нако­нец, своего максимума процесс формирования с гада людей, или праобщины, достигает в эпоху неандертальца. Уйдя 35—40 тыс. лет назад с исто­рической сцены, неандерталец унес целую эпоху социогенеза — стадный этап. С кроманьонца на­чинается новая страница всемирной истории — формируются локальные группы, роды, племена, а затем и вождества.

Таким образом, время существования питекан­тропов выпадает на длительный и очень трудный период разложения стада предлюдей, зарождения в его недрах человеческо­го стада. Питекантропы, которых считают первыми «истинными» людьми, появились в тропиках как потомки австралопитеков около 1,5 млн лет на­зад. Именно питекантроп (включая его подвиды, такие, как «человек уме­лый» и «человек прямоходящий») первым освоил членораздельную речь, начал изготовлять одежду, строить хижины, расселился в регионах с холод­ным климатом, стал охотиться на дичь и пользоваться огнем. Приблизитель­но 500 тыс. лет назад произошло «приручение огня» («эффект Прометея»). Для Европы это было время очередного наступления ледника. Стоянки оби­тания человека прямоходящего уже оборудовались наземными жилищами. Это было начало постепенной трансформации «человека прямоходящего» в палеоантропа — «неандертальского человека».

У родоначальника человеческого стада Homo erectus, человека прямохо­дящего, на 25—30% по сравнению с его эволюционным предком увеличился мозг — 900—1200 куб. см. Он стал выше ростом, крупнее и мастеровитее. Со­вершенствуется техника обработки камня для получения орудий. Начиная с австралопитека биологическая эволюция человека все ускорялась. У питекан­тропа объем мозга увеличился до 900 см3. Он еще не вполне освоился с пря­мой походкой и не мог проходить больше расстояния.

4 Мытник Т.В. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины. — http://hippocrate.narod.ru /library /v/stan. htm.

5 Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1987.

Что касается следующей стадии развития собственно человеческого ста­да, то оно хронологически совпадает с более поздним типом человеческого существа — неандертальцем, создавшим культуру раннего палеолита. В ис­торический период, отстоящий от нашего времени от 300 до 40 тыс. лет, неандертальцы заселили Азию, Африку и Европу. У переселенцев в Европу был выдвинутый вперед лоб, низкий, словно сплюснутый с боков череп. При­мерно 150 тыс. лет назад мозг человека заметно усовершенствовался, скелет стал похожим на скелет современного человека. Средний рост неандерталь­ца достигал 165 куб. см, мозг — 1200—1300 куб. см. Фаза неандертальца ко­роче двух предыдущих. Биологический прогресс ускорялся, физические из­менения в строении человека шли по нарастающей.

Итак, с питекантропа началось формирование человеческого стада, а не­андертальцем оно закончилось. Следующий историко-эволюционный тип — кроманьонец, это уже время первобытной общины, рода, племени, а затем и вождества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: