Появление социальных норм

Важным моментом, характеризующим качественное развитие человечес­кого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых соци­альных норм — запретов (табу). Уже на этапе человека прямоходящего воз­никают новые отношения, зарождаются нравственность, первомораль, оп­ределяющие нормы поведения. Вероятно, именно с этого момента — появления первых социальных норм, пусть и в зачаточной форме, следует от­считывать начало человеческого стада.

Понятие «табу» (taboo) ввел в научный оборот и вообще в европейские языки известный английский мореплаватель и исследователь XVIII в. капи­тан Джеймс Кук, изучавший жизнедеятельность примитивных племен в Полинезии. Табу означает строжайший запрет на совершение определенных действий, налагаемый на всех членов племени или какую-то его часть. На­рушение табу по представлениям примитивных народов освобождало некую неведомую силу, находившуюся в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, чле­ном которого он является. Соблюдение табу защищало коллектив от смер­тельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведе­ния отдельной личности10. Первой формой явилось табу на промискуитет, второй — табу на пищу.

Отношения между полами у обезьян и предлюдей почти не различались. Они всецело определялись физиологией размножения. С самкой, находящей­ся в эструсе (состоянии полового возбуждения), вступают в отношения все желающие. При этом доминирующие самцы не ставят никаких препятствий подчиненным. Неограниченные половые отношения называются промиску-итетными. Разрешались половые связи между всеми особями мужского и

10 Мытник Т.В. Указ. соч.

женского пола независимо от того, к какому поколению они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым партнером любой женщины.

По данным социобиологии, репродуктивные стратегии самцов и самок у приматов различны (у человека тоже). В среднем самцы более промискуи-тетны и ориентированы на сексуальные контакты со многими партнерша­ми. Стратегия самок двояка: они выбирают либо самца-помощника (т.е. хо­рошего отца), либо «носителя хороших генов» — физически здорового, силь­ного, привлекательного, занимающего высокое место в иерархии. В последнем случае потомство имеет шанс унаследовать от отца очевидные преимущества, но мать лишается помощника. Для самок ранних гоминид парные связи с конкретным самцом оказались жизненно важны, так как реп­родуктивная способность самок была низкой, а дети долго нуждались в ро­дительской опеке".

Промискуитет как бы унаследован человеком от животных предков, и нет ничего удивительного в том, что он существовал у предлюдей. Но его послед­ствия были другими. У обезьян число взрослых самок в два-три раза выше числа взрослых самцов. Поэтому конфликты здесь — явление редкое. Напро­тив, в стадах предлюдей самок не хватало, поэтому здесь конфликты — яв­ление частое. Нередко они заканчивались смертью одного из самцов.

Если сегодня женщины в среднем живут дольше мужчин, то в эпоху ран­него и позднего палеолита продолжительность жизни женщины была мень­ше, чем мужчины. Переход к прямохождению и вызванная этим значитель­ная перестройка организма неизбежно повлекли за собой возрастание числа осложнений при беременности и родах, а следовательно, и повышение смерт­ности. Репродуктивная система животных складывается в течение многих миллионнов лет, а у человека ей пришлось изменяться слишком быстрыми темпами. Эволюция человека как социального существа отрицала его эволю­цию как существа природного. Процесс перестройки пришелся на время жизни предлюдей и ранних людей. Конфликты из-за самок нарушали спло­ченность объединения и его способность противостоять хищникам, мешали охоте, разрушали слаженность и кооперацию.

Эволюция зашла в тупик, из которого формирующийся человек нашел неожиданный с точки зрения животного мира выход — социальную норму.

Первые запреты ограничивали половые отношения в период охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В некоторых племенах, существующих и поныне, такие требования сексуального воздержания со­хранились до сих пор. Например, у пигмеев или у народа Моту (Новая Гви­нея) существует обязательное воздержание в ночь перед охотой, индейцы-пипили из Сальвадора также воздерживаются от сексуальных контактов с женами в течение 4 дней перед посадкой семян.

Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых празд­ников. На островах Фиджи на праздник мужчины и женщины публично без всякого разбора вступали в половую связь. Через несколько дней ограниче­ния восстанавливались.

Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто инородное, что не дикто-

11 См.: Природа. 1998. №9.

валось биологическим инстинктом. Это и было, вероятно, начальной соци­ализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека. Вслед за ней, скорее всего, появилось пищевое табу. Оно сводилось к запрету по­едать все, что только можно и в любое время. Возможно, второе табу произ­вело не менее революционные изменения в отношениях между людьми, не­жели первое. Фактически благодаря ему на свет появились распределитель­ные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческому обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи — с ними делятся в первую очередь. Однако накормить собствен­ных детей — это природный инстинкт, а уступить часть добычи другому, особенно не родственнику или тому, кто не участвовал в многодневной из­нурительной охоте, — это уже начало разделения труда и социальных отно­шений как таковых.

Хотя в охоте или собирательстве принимали участие не все члены рода, при распределении пищи в той или иной мере учитывался каждый член общины. Такое распределение можно было бы назвать уравнительным, по­скольку оно не учитывает ни имуще­ственного положения, ни родственных связей, ни трудового вклада. Все получали поровну, а точнее, в соответствии с физиологическими потребностями разных по полу и возрасту людей. Прав­да, в трудные времена, когда пищи остро не хватало, первыми ее получали трудоспособные члены стада, ибо именно они обеспечивали выживание не только свое, но и всех остальных. Иждивенцам приходилось голодать. В особо трудных случаях от этих иждивенцев даже избавлялись, а иногда их просто поедали. Как уверяет Г. Морган, неслучайно каннибализм на протяжении десятков тысяч лет был «бичом человечества». Умерщвление первой катего­рии иждивенцев (детей) называется инфантицидом, второй категории (ста­риков) — геронтоцидом.

Таким образом, распределение пищи — основная характеристика форми­рующегося общества и важнейшее отличие человека от млекопитающих. Оно явилось следствием пищевого табу. Но и первое табу, на промискуитет, тоже привело к формированию особого распределительного механизма — между представителями двух разных полов. Оба вида табу, повлекшие два типа рас­пределительных отношений, касаются самых фундаментальных потребнос­тей человека — в пище и воспроизведении рода. Стоит здесь насести поря­док, как он по цепочке распространится на все другие потребности и инстин­кты, в том числе на безопасность, социальное общение, престиж и др.

По мере эволюции человеческого стада запретов становилось все больше, они пронизывали всю жизнь первобытного человека. В период родоплемен-ного строя табу регламентировали буквально все стороны жизни первобыт­ного человека, в том числе относившиеся к медико-гигиеническим вопро­сам. Табу олицетворяли собой коллективную волю, возвысившуюся над че­ловеческим стадом и управлявшую жизнью каждого отдельного индивида. В коллективной воле эволюция как бы нашла заменитель сверхорганизма. Как и в муравейнике, в формирующемся обществе постепенно наводится порядок, гармония и организованность. Сливаясь воедино, социальные нор-

мы превращались в систему социального контроля, правда, пока еще не фор­мального. В эпоху палеолита перед табу, как много позже в эпоху расцвета гражданского общества и индустриальной демократии, перед законом все были равны. Табу охраняли не только властителей и священников, но и жен­щин, детей, стариков, инвалидов.

Первые социальные нормы и огра­ничения послужили историческим прологом к возникновению культуры. Культура возникает в тот самый мо­мент, когда локальная группа, пытаясь выжить, начинает взаимодействовать, строить социальные отношения спе­цифическим для нее способом, приме­няя специфические для нее орудия труда и технологии к специфическим условиям и климату. Чем совершен­нее орудия и технологии, тем выше производительность труда и многочис­леннее население, сложнее социальная структура и утонченнее культура со­общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: