Социальные критерии

Термин «человеческое стадо», принятый в отечественной истории арха­ического общества и не разделяемый зарубежными антропологами, исполь­зующими для этих целей термин band, может ввести в заблуждение. Неболь­шая группа древних людей, состоящая из взрослых и детских особей числен­ностью в 20—30 индивидов, с осторожностью передвигающаяся из одного места в другое, вряд ли кому напоминает несущийся табун лошадей или тупо бредущее стадо баранов. Слово «стадо» потребовалось, видимо, для того, чтобы лучше оттенить специфику социальных отношений в первобытном со­обществе: обезличенность, отсутствие разума, речи и навыков трудовой де­ятельности, господство инстинктов и т.п.

Человеческое стадо — это не только научное понятие, но и очень специ­фическая категория-метафора, которая отражает самую раннюю стадию раз­вития общества и аморфное состояние современного общества или его час­ти. Устаревшим термином, обозначающим самую раннюю форму организа­ции общества, а именно первобытное человеческое стадо, выступает слово «орда». (В обиходном значении стадо обозначает многочисленное неоргани­зованное скопище людей.)

В человеческое стадо современные люди превращаются тогда, когда те­ряют контроль над своим поведением, способность к самостоятельному мышлению, духовную или нравственную опору, подчинясь только низмен­ным инстинктам. В этом состоянии люди слепо подчиняются вожаку или лидеру, становятся покорной, обезличенной массой. Если сделать всех лю­дей одинаковыми по своим возможностям и потребностям, то это будет ста­до, а не человеческое общество (Ф. Кривин). Авторитарный лидер железной рукой ведет человеческое стадо к принудительному счастью, как он его по­нимает. Человеческое стадо обладает мощной способностью к психическо­му заражению, оно инертно, способно верить, но не думать, способно под­чиняться чужой воле, но не способно сопротивляться. Его можно вести к коммунизму, но нельзя — к капитализму, ибо это строй индивидуалистичес­кий. Подобные выражения встречаются в художественной, публицистичес­кой, религиозно-нравственной и философской литературе.

Чрезвычайно важным моментом социальной эволюции, по мнению Эн­гельса, было приспособление верхних конечностей не только как дополни­тельной опоры при передвижении или каких-то хватательных движений (ска­жем, при лазании по деревьям), но и для выполнения элементарных трудо­вых операций. Хотя у обезьяны и человека «число и общее расположение костей и мускулов одинаково... рука даже самого первобытного дикаря спо­собна выполнять сотни операций, недоступных никакой обезьяне»6. В то же время, подчеркивает Энгельс, «рука... является не только органом труда, она также и продукт его»7. Необходимость выполнять трудовые операции зада­ла определенное направление эволюции, в ходе которой и сложился совер­шенно уникальный инструмент, который одновременно является частью тела, — человеческая рука. Такого рода неотъемлемым от тела орудием не обладает ни одно другое живое существо. Как отмечает Н.В. Клягин8, если для изготовления первых ручных рубил «человека умелого» требовалось 3— 10 ударов, то уже для древнеашельских (1,5 млн — 800 тыс. лет назад) рубил аббевильской техники — 25 ударов, для средне-верхнеашельских (пример­но 800—400 тыс. лет назад) рубил — уже порядка 65 ударов. С увеличением мозга качественный скачок совершило сознание нашего предка и возросли способности к абстрагированию. Человек прямоходящий совершает транс­континентальный, растянутый на миллион лет, миграционный переход из Африки на просторы Южной и Центральной Европы, Южной Азии и ост­ровов Индонезии. Возможно, он захватил с собой главное богатство — но­вую форму социальной организации — праобщину (стадо) людей.

Развитие руки и трудовой деятельности стало толчком для перевода био­логической эволюции на путь эволюции социальной. Происходит качествен­ное изменение всей хозяйственной жизни— от простого прикармливания человек переходит к собирательству, т.е. к систематическому поиску расти­тельной пищи, транспортированию на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления.

Отложенное потребление, т.е. не поедание найденного сразу на месте, а накопление впрок, — характерная черта нового отношения к собирательству. Другая особенность — использование простейших орудий труда, скажем, палки-копалки. А затем — рыбная ловля. Именно этот период существова­ния Г. Морган называет «младенческим периодом существования человека», когда

человечество училось пользоваться огнем, давшим возможность питать­ся рыбой и переменить свое местожительство, когда оно пыталось со­здать членораздельную речь. В этом совершенно примитивном состоя­нии человек является не только ребенком, в масштабе развития чело­вечества, но и обладателем мозга, в который не проникла ни одна мысль. ни одно понятие, связанное с каким-либо учреждением, изобретением и открытием, — одним словом, он стоял на самой низкой ступени, но таил в себе все, чем он стал впоследствии9.

6 Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избран­ные произведения: В 3-х т. Т. 3. М., 1983. С.70.

7 Там же. С.71.

8 К.1ягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М., 1996.

9 МорганЛ. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости чсрс,варварство к цивилизации. Л., 1934. С. 25.

Мужчины и женщины в этот период охотились на мелких животных и мелкую дичь. Охота на крупных животных появится значительно позже. На этом этапе четко выраженного разделения труда между полами, видимо, пока еще не происходило.

Таким образом, человеческое стадо — группы первобытных людей, объ­единялись для совместного выживания. Заслуги перед человечеством этой формы социальной организации людей — борьба со своей зоологической природой и окончательная победа разума над инстинктами. Структурные элементы первобытной культуры — тотемы, табу, верования, заповеди, тре­бования обычного права, моральные нормы — были прямо направлены на обуздание зоологических инстинктов членов первобытного стада. Они пред­ставляли собой культурные формы регулирования страстей, желаний, вле­чений, вражды и т.п. Не вызывает сомнений, что культура рождалась как способ ограничения природы, причем средствами весьма жесткими, репрес­сивными. И сегодня появляются теории, указывающие на то, что в современ­ном человеке не умерли первобытные инстинкты и что культура как сред­ство обуздания их нужна сегодня как никогда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: