Социальные отношения в первобытном обществе

Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Пер­вая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вы­нуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остано­вились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей служил тем местом, куда мужчины-охотники возвращались после длительного отсутствия, где они на­ходили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отды­ха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения социальным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При миг­рирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определен­ного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают на пути. Примитивный лагерь давал радиальный охват местнос­ти: мужчины и женщины могли обследовать всю окружающую площадь уча­сток за участком, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей ме­стности были использованы, группа или племя сворачивала лагерь и пере­носила его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала подростков к переноске собранных плодов, занимаясь приготов­лением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направ­ляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жилища и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в пять-шесть лет, когда предыдущий ребенок уже смо­жет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочев­ках нести более одного младенца (плюс различный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Постоянные поселения резко изменили ситуацию. Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снимается, и появляется возмож­ность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к де­торождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способность к демографической экспансии становились в пять-шесть раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Разделение труда — это закрепление людей за выполнением определен­ных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятность, что он выполнит ее более ка­чественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономи­ческих, тем выше общий уровень культуры группы. Общественное разделе­ние труда выступает двигателем социальной и культурной истории.

С ростом профессионализации и выделением верхушки общества резко возрастала эффективность производства. Об этом догадывались уже в глубо­кой древности. В книге Мэн-Цзы ГУ—III вв. до н.э. мы читаем: «Когда бы каждый сам делал все, что способны принести человеческому телу сто реме­сел, да и пользовался только тем, что сделал сам, весь народ не знал бы от­дыха».

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из от­дельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледель­цами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная соци­альная система. Первоначально единообразное обще­ство все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древ­них захоронениях, свидетельствуют о равенстве жи­телей поселений независимо от пола. Полноправны­ми членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во вре­мя совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники об­рабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообще­ство образовывали, как правило, кровные родствен­ники. Они еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще только зарождалась. Наи­большие изменения в социальные отношения земле­дельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие суще­ствовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приоб­ретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впер­вые в истории ремесленники начали изготовлять ору­жие и другие технические средства для борьбы чело­века с человеком. Изменился и характер содержимо­го захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. КIII тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла граница между правителем и осталь­ными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного чело­века, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От дру­гих людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так, некогда равно­правное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управ­ления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, цен­трами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только куль­товую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в горо­де местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать бога­тые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты оборо­ны и экспансии. Различия в функциях сформировали новые группы — жре­цов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Подведем краткие итоги. Первобытное человеческое стадо — условное название начального этапа первобытного общества, его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (каменного века). Это — период становления человека и общества. Переход от «стада» к роду завершает фор­мирование человеческого общества. Люди каменного века занимались со­бирательством, охотой, рыболовством; в неолите (новом каменном веке) появились мотыжное земледелие и скотоводство. Каменный век сменился бронзовым веком (у австралийских и некоторых других племен сохранял­ся до XX в.).

Человеческое стадо — это очень специфическая категория-метафора, ко­торая отражает самую раннюю стадию развития общества и аморфное состо­яние большой группы людей, которое может характеризовать и современное общество.

Данная стадия эволюции человеческого рода заключается в том, что она подготовила все необходимые социобиологические предпосылки для фор­мирования человеческого общества. После нее эволюция стала качественно иной — из преимущественно биологической она становится преимуществен­но культурной. Человеческое стадо — такое промежуточное состояние, при котором биологическое и культурное начала находились в неразделенном со­стоянии, не имея преимуществ друг над другом. В этом плавильном тигле еще трудно разглядеть собственно человеческие черты, которые только на­чинают прорисовываться. Тем не менее именно на этой стадии развития можно твердо говорить, что социальное начало победило и эволюция при­обрела необратимо прогрессивное направление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: